Газпром примет участие в реализации проекта создания железнодорожного Северного широтного хода (СШХ).
Соглашение о совместной реализации проекта 30 марта 2017 г подписали глава Газпрома А. Миллер и президент РЖД О. Белозеров.
Проект СШХ предполагает организацию в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) прямого сообщения между Северной и Свердловской железными дорогами по маршруту Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево.
Протяженность СШХ составит 707 км, пропускная способность - около 24 млн т/год грузов.
Проект СШХ реализуется при поддержке правительства РФ, властей ЯНАО, Газпрома, РЖД.
Пока не совсем ясна роль Коропорации Развития ( бывш УПУП), которая с 2005 г неутомимо реализует это проект стоимостью 0,8 трлн рублей в ценах 2005 г.
По условиям соглашения, РЖД создаст специальную проектную компанию, которая в качестве концессионера обеспечит сооружение участка Обская - Салехард - Надым, реконструкцию участка Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и строительство железнодорожных частей мостов через р Обь и Надым.
Газпром со своей стороны создаст для реализации проекта отдельную дочку, которое обеспечит реконструкцию и усиление до требуемых технических параметров железнодорожного участка Надым - Пангоды протяженностью 112 км.
Причем участок Надым - Пангоды впоследствии планируется передать в аренду специальной проектной компании РЖД.
Развитие транспортного сообщения в ЯНАО имеет большое значение для Газпрома.
В регионе расположены ключевые месторождения Газпрома, которые в долгосрочной перспективе будут обеспечивать основной объем российской добычи природного газа.
СШХ позволит связать единой транспортной артерией месторождения Газпрома на полуострове Ямал, в Надым-Пур-Тазовском регионе, крупнейшие города ЯНАО - Надым, Салехард, Новый Уренгой, а также строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс.
Первоначально многострадальный проект предполагалось реализовать к 2015 г.
Куратором проекта от «Единой России» был назначен В. Язев - выходец из Свердловской области.
В. Язев дерзко заявлял о том. что главной проблемой на сегодняшний день является недостаточно масштабное госфинансирование УПУПа.
В 2011 г А. Шохин пообещал сильно лоббировать проект УПУП в органах федеральной власти и в ГД РФ, в обсуждении вопросов проекта на площадках РСПП.
Тем не менее, несмотря на регулярное освоение денежных средств сроки реализации проекта почему -то сдвинулись на 2020 г.
В 2005 г, когда проект запустили в работу, он гордо именовался - комплексный инвестиционный проект «Урал промышленный – Урал Полярный».
Стоимость проекта по ценам 2005 г - 800 млрд руб.
Парадные цели проекта:
- завершение формирования транспортной и энергетической инфраструктуры федерального округа в целях модернизации и диверсификации сырьевых экономик севера УрФО,
- вовлечение в хозяйственный оборот сырьевого потенциала Ямала и ХМАО,
- содействие интенсивному экономическому развитию старопромышленных территорий Уральского федерального округа (Свердловская и Челябинская области).
Если по - простому, то целью УПУП являлось строительство:
- меридианальной ж/д вдоль восточного склона Уральских гор по маршруту: ст Полуночное (Свердловская область) - ст Обская - Салехард (ЯНАО), стыкующихся с ней железных дорог Салехард-Надым, Обская - Бованенково (ЯНАО).
- 2х уникальных мостовых переходов через реки Обь и Надым.
- 8 объектов генерации мощностью порядка 6000 МВт на территориях ХМАО и ЯНАО.
Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный (ныне Корпорация Развития ) упорно осваивает нешуточные средства в рамках проекта.
Однако Северный Широтный Ход, который уже немножко усох, так и не построен.
Еще в 2011 г УПУП бодро заявляла о строительстве мостового перехода через Надым, но мост до сих пор так и не построен.
Осенью 2016 г С. Маслова и В. Караманова, директора и зама Корпорации развития, громко арестовали по обвинению в хищениях на многие млрд рублей, но потом тихо отпустили.
Обыватели до сих пор в недоумении.
Тем не менее, на сайте компании указано, что Корпорация Развития является участником проекта СШХ вместе с Газпромом, РЖД, администрацией ЯНАО и Росжелдором Минтранса РФ.
Добавим небольшой штрих.
Несмотря на щедрое финансирование, финансовое состояние Корпорации Развития неустойчивое.
В конце 2016 г, иск в арбитраж ЯНАО о банкротстве ЭК УПУП, дочки Корпорации Развития, подали Инженерные системы.
Долг ЭК УП-УП составил 349,4 млн руб.