ГОСТ 1667-68
Группаа Б13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ
И МАЛООБОРОТНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Технические условия
Motor fuel for medium and low speed diesel engines.
Specifications
ОКП02 5221 0100
Датавведения1968-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Т. X. Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук; В. В. Булатников, канд. техн. наук (руководители темы); П. С. Дейнеко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 01.02.68
3. Срок проверки - 1993 г.
4. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 8217 - 87 в части марок F-RMA 10 и F-RMF 25
5. ВЗАМЕН ГОСТ 1667-51
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД,на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 33-82 | 3 |
ГОСТ 1461-75 | 3 |
ГОСТ 1431-85 | 3 |
ГОСТ 1437-75 | 3 |
ГОСТ 1510-84 | 6.1 |
ГОСТ 2177-82 | 3 |
ГОСТ 2477-65 | 3 |
ГОСТ 2517-85 | 4.2, 5.1 |
ГОСТ 3900-85 | 3 |
ГОСТ 6258-85 | 3 |
ГОСТ 6307-75 | 3 |
ГОСТ 6356-75 | 3 |
ГОСТ 6370-83 | 3 |
ГОСТ 10364-90 | 3 |
ГОСТ 19932-74 | 3 |
ГОСТ 20287-91 | 3 |
7. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (5 - 6 - 93)
8. ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями № 2, 3, 4. утвержденными в сентябре 1978 г., феврале 1981 г., декабре 1988 г. (ИУС 10 - 79, 4 - 81, 4 - 89)
9. ВНЕСЕНО Изменение № 5 , утвержденное протоколом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации № 14 от 12.11.98 и опубликованное в ИУС № 6 1999 г.
Изменения внесены юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС № 6 1999 г.
1. Настоящий стандарт распространяется на топливо для среднеоборотных и малооборотных дизелей, получаемое из продуктов переработки нефтей.
Допускаются депрессорные присадки, допущенные к применению в установленном порядке.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 3, разд. 4 и 5.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).
2. В зависимости от качественных показателей устанавливаются следующие марки моторного топлива:
ДТ - применяется для среднеоборотных и малооборотных дизелей;
ДМ - применяется для судовых малооборотных дизелей.
3. Моторное топливо должно соответствовать нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
ДТ высший сорт ОКП 02 5221 0101 для малосернистого топлива ОКП 02 5221 0103 для сернистого топлива | ДТ первый сорт ОКП 05 5221 0102 для маслосернистого топлива ОКП 02 5221 0104 для сернистого топлива | ДМ ОКП 02 5221 0105 для сернистого топлива | |||
1. Плотность при 20°С, г/см | 0,930 | 0,930 | 0,970 | ГОСТ 3900-85 | |
2. Фракционный состав: | |||||
до 250° С перегоняется, %, не более | 15 | 15 | 10 | ГОСТ 2177-82 | |
3. Вязкость при 50° С: | |||||
а) кинематическая, м | 20-10 | 36 10 | 130 · 10 | ГОСТ 33-82 | |
б) соответствующая ей условная в градусах, не более | 2,95 | 5,0 | 17,4 | ГОСТ 6258-85 | |
4. Коксуемость, %, не более | 3,0 | 3,0 | 9,0 | ГОСТ 19932-74 | |
5. Зольность, %, не более | 0,02 | 0,04 | 0,06 | ГОСТ 1461-75 | |
6. Массовая доля серы, %, не более: | ГОСТ 1431-85 или ГОСТ 1437-75 | ||||
а) в малосернистом топливе б) в сернистом топливе | 0,5 1,5 | 0,5 1,5 | - 2,0 | ||
7. Содержание сероводорода | Отсутствие | ГОСТ 17323-71 | |||
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | ГОСТ 6307-75 | |||
9. Массовая доля механических примесей, %, не более | 0,05 | 0,05 | 0,1 | ГОСТ 6370-83 | |
10. Массовая доля воды, %, не более | 0,1 | 0,5 | 0,5 | ГОСТ 2477-65 | |
11. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | 70 | 65 | 85 | ГОСТ 6356-75 | |
12. Температура застывания, °С, не выше | Минус 5 | Минус 5 | 10 | ГОСТ 20287-91 | |
13. Массовая доля ванадия, %, не более | 0,01 | 0,015 | 0,01 | ГОСТ 10364-90 | |
(Измененная редакция, Изм. № 5).
Примечания:
1. В топливе для среднеоборотных и малооборотных дизелей, транспортировавшемся морскими или речными судами, допускается содержание воды не более 2 %.
2. Допускается поставка потребителям топлива марки ДТ в период с мая по сентябрь в южных районах стемпературой застывания не выше 10° С.
3. Допускается поставка топлива марки ДТ, вырабатывемого из сернистых нефтей, с содержанием серы не более 2% и коксуемостью не более 4 %.
4. Допускается поставка потребителем, кроме организаций Министерства морского флота, топлива марки ДМ с температурой застывания .не выше 20 ° С.
5. Норма по показателю "Температура застывания" гарантируется предприятием-изготовителем в течение одного месяца со дня выпуска продукта.
6. Марка топлива указывается в заказе.
7. На моторное топливо марки ДТ с государственным Знаком качества примечания 2 и 3 не распространяются.
8. Исключен.
9. При применении в дизелях моторного топлива с содержанием серы более 0,5 % одновременно должно применяться дизельное (моторное) масло с соответствующими присадками.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4).
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Топливо для среднеоборотных и малооборотных принимают партиями.
Партией считают любое количество моторного топлива однородного по своим показателям качества и оформленного одним документом о качестве.
4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85 .
4.3. Содержание ванадия определяется периодически, не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
4.4. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю, по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Разд. 4. (Введен дополнительно, Изм. № 2).
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы моторного топлива отбирают по ГОСТ 2517-85 . Для контрольной пробы берут 2 л топлива.
Разд. 5. (Введен дополнительно, Изм. № 2).
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510-84 .
(Измененная редакция, Изм, № 4).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие моторного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм, № 4).
7.2. Гарантийный срок хранения моторного топлива всех марок - 5 лет со дня изготовления топлива.
7.3. (Исключен, Изм. № 4).
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1. Моторное топливо представляет собой горючую жидкость.
8.2. Температурасамовоспламенения моторного топлива 350 - 370°С; температура вспышки 110° С; температурные пределы воспламенения: нижний 91 - 99 ° С, верхний 137 - 155 °С.
8.3. Взрывоопасная концентрация паров моторного топлива в смеси с воздухом составляет 2-3%, предельно допустимая концентрация углеводородов в воздухе производственных помещений 300 мг/м.
8.4. В помещениях для хранения и использования моторного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывопожаробезопасном исполнении.
При работе с моторным топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударах искру.
8.5. При загорании моторного топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
8.6. При разливе моторного топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
8.7. Моторное топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.
При работе с моторным топливом следует применять индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным в установленном порядке.
8.8. Помещения, в которых проводятся работы с моторным топливом, должны быть снабжены надежной вентиляцией.
8.9. При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности и применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
Разд. 8. (Введен дополнительно, Изм. № 2).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996