Сырьевая Россия снова вызывает смех у мирового сообщества - ей снова не хватает сырья на саму себя. На этот раз в дефиците авиакеросин. В столичных Шереметьево топлива на трое суток, Внуково — на двое.
Причин называют несколько – одна из них дефицит топлива на бирже. В обычном режиме на биржах продаётся 30–70 тыс. тонн топлива, но только за первую половину 2011 года авиакомпании отправили на 11% больше рейсов, чем в 2010. В связи с этим, по данным авиакомпаний спрос на прошедшей неделе составил 270 тыс. тонн. Мало похоже на правду, слишком уж большая цифра. Но ведь действительно авиаперевозки растут, а производство керосина – нет. Больно похожа ситуация на проблему со столичными пробками. Машин всё больше, а новые дороги строятся годами.
Другой причиной эксперты называют просчеты нефтедобывающих компаний и программу по увеличению производства дизельного топлива в ущерб доле производимого авиакеросина.
Последняя причина выглядит совсем сомнительной, ведь авиакеросин сопоставим по стоимости с дизельным топливом, но торговать им выгоднее — он не облагается акцизом.
Есть ещё такой момент - иностранные перевозчики, прилетая к нам, предпочитают заправлять полные баки. Выгодно, бесспорно, но опять же политика «не для людей», не для российских граждан, которые через трое суток не смогут вылетать по оплаченным билетам, если ситуация не изменится. А наши нефтяники не предпринимают активных действий, чтобы увеличить производство бензина или керосина.
Нефтеперерабатывающие заводы морально устарели, нужно вкладывать в модернизацию, их мощностей не хватает на всю страну, нужны новые НПЗ. Для этого необходимы серьезные инвестиции. В общем, мы вернулись к проблеме трехмесячной давности – бензиновому кризису. Несмотря на все громкие заявления властей, уроки не были извлечены, ошибки не исправлены.
При этом нефтяные компании в один голос кричат, что качают даже больше, чем планировали, РЖД кричат, что доставили всё, что было, а Минобороны отрицают скупку горючего. Как обычно в России, виноватых нет.
Эксперты говорят, что ситуация повторяется каждый год – проблема в монополизме на рыке авиатоплива.
Но, похоже, ситуация критическая. Эксперты считают, что 5–10 сентября при отсутствии вмешательства в ситуацию властей аэропорты могут встать.
Вице-премьер И.Сечин, курирующий ТЭК, уже обсудил проблему на совещании, а Росавиации просит у Росрезерва 180 тыс. тонн авиакеросина.
Если ситуация не изменится, российским самолётом придётся заправлять в заграничных аэропортах. В такой ситуации все попытки российских властей увеличить престиж России на мировой арене будут выглядеть абсурдными.