Москва, 21 мар - ИА Neftegaz.RU. Правительство все-таки приняло решение продлить соглашение с нефтяными компаниями о стабилизации цен на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке на 2й квартал 2019 г., однако ряд обязательств будет скорректирован.
Об этом с оптимизмом сообщил вице-премьер Д. Козак.
Тезисы Д. Козака:
- продление соглашения необходимо для согласования с ЕАЭС нового механизма регулирования - лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Это решение мы не можем принять самостоятельно, это нужно принимать в рамках ЕАЭС. Нужно время, чтобы убедить партнеров по ЕАЭС. Пока мы разрабатываем и внедряем этот механизм, принято решение на 1 квартал (2й кв. 2019 г.) продлить соглашение;
- параметры соглашения могут быть уточнены, в т.ч. в части обязательств по объемам поставок и на биржу, и на внутренний рынок летнего дизтоплива и бензина;
- совещание с нефтяниками по новым механизмам регулирования топливного рынка, корректировка обязательств по соглашению и демпфирующего механизма, состоится на следующей неделе ( до конца марта 2019 г);
- если будут массовые нарушения нефтекомпаниями действия соглашения, то других вариантов нет, кроме как заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты. При этом правительство рассчитывает на поддержку нефтяников;
- правительство откорректирует механизм обратного акциза с демпфирующей компонентной, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок. Точку отсечения цены на бензин понизим с 56 тыс. руб/т до 51 тыс. руб./т. Цена дизтоплива будет откорректирована дополнительно;
- правительство постарается избежать применения заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов в случае сохранения высокой экспортной альтернативы.
Д. Козак с начала 2019 г. так же бодро утверждал, что правительство намерено уйти от ручного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в РФ, а соглашение о заморозке цен после истечения действия нынешних договоренностей - 31 марта 2019 г. - продлеваться не будет.
В январе 2019 г., выступая в Совете Федерации РФ, Д. Козак убедительно заявил, что демпфер и заградительные пошлины легко позволят удерживать цены на топливо на АЗС ВИНКов в рамках инфляции, а за независимым сегментом следит ФАС.
Опыт использования механизма обратного акциза с демпфером показал, что это невыгодно нефтяным компаниям в текущей ситуации.
Демпфирующий механизм действительно помог правительству удерживать цены на топливо на приемлемом уровне, но компенсировать нефтяникам разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой не смог.
Дело в том, что по бензину нефтекомпании вместо компенсации за низкие цены на внутреннем рынке вынуждены доплачивать в бюджет.
Все ВИНКи выразили свое недовольство тем, как работает демпфер с начала 2019 г.
Власти заговорили о возможной корректировке внедренного механизма., но о продлении соглашения о заморозке до последнего времени не говорили.
О том, что продление соглашения о заморозке цен на данный момент не обсуждается в правительстве в начале марта 2019 г. говорил и А. Новак.
Еще 20 марта 2019 г. Д. Козак подтвердил стремление правительства отказаться от соглашения с нефтекомпаниями, но мнение поменял очень быстро.
Напомним, что нефтяники в октябре 2018 г. обязались заморозить оптовые цены на бензин и дизтопливо с 1 ноября по 31 декабря 2018 г. на уровне июня 2018 г., а с января по 31 марта 2019 г. - удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции.
Чехарда с цена ми на бензин и дизтопливо началась еще в предвыборный период Президента РФ.
Тогда цены на топливо стояли на удивление мертво, радуя электорат. но нарушая все законы рынка.
После выборов президента В. Путина цены на топливо рванули вверх, словно прорвав некую дамбу запрета, серьезно расстроив обывателей.
Автовладельцы начали роптать.
На фоне снижения уровня жизни населения России экспериментировать с обратным акцизом - это не комильфо, поэтому власти решили не мудрить и продлить соглашение.
Обсудить на Форуме
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина