Москва, 3 мар - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго выступает за корректировку демпфирующего механизма, который заработал с 1 января 2019 г. для компенсации нефтяным компаниям части упущенной прибыли от продажи бензина и дизтоплива за рубежом и стимулировать их продавать топливо в России.
Об этом сообщил министр энергетики А. Новак.
Тезисы А. Новака:
- сейчас действительно обсуждается в правительстве и будут в ближайшее время проведены необходимые совещания, консультации. Идет обсуждение;
- в целом мы исходим из того, что этот механизм требует доработки, корректировки, чтобы исключить негативные моменты, которые возникают при разных макроэкономических условиях;
- вопрос о продлении заморозки оптовых цен на бензин и дизтопливо на срок после 31 марта 2019 г. в настоящий момент в правительстве не обсуждается.
Но нефтянка ропщет.
В феврале 2019 г. глава Газпром нефти А. Дюков говорил, что считает негативным влияние демпфирующего механизма, т.к. он стимулирует компании производить меньше товарного бензина.
Когда в мае 2018 г. рост цен на бензин в несколько раз превысил инфляцию - это не удивило экспертов.
В период выборов президента РФ цены на топливо на радость электората стояли мертво, как бы говоря об отсутствии рыночных механизмов в России.
Но рынок- есть рынок. и после выборов Президента цены на топливо скакнули вверх в соответствии с рынком.
Если бы цены росли равномерно, то обыватели могли и не возмутиться.
В нынешнее время возмущение обывателей нужно гасить, потому что уровень жизни в стране у населения снижается, а это грозит стабильности в России.
Правительство тогда приняло оперативные меры по стабилизации ситуации: снизили акцизы на бензин и на дизтопливо с 1 июля 2018 года.
Нефтяники обязались заморозить оптовые цены на бензин и дизтопливо с 1 ноября по 31 декабря 2018 г. на уровне июня 2018 г., а с января по 31 марта 2019 г. - удерживать их рост на уровне прогнозируемой инфляции.
Д. Козак в ноябре 2018 г. бодро прогнозировал, что бензин в январе 2019 г. подорожает максимум на 1,7%.
В. Путин на большой пресс-конференции тоже уверенно заявил, - «не думаю, что корректировка цен на бензин будет значительной - в районе 1-1,5%, не более того. А дальше правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем рынке, на мировом рынке».
Так что правительство четко следует указаниям президента.
Вот и И. Сечин заявил 26 декабря 2018 г. что рост на бензин будет незначительным.
В феврале 2019 г. А. Новак отчитался о росте цен на бензин в размере не более 1,7%.
В попытке регулирования рынка, Минфин стремился не допускать роста цен на топливо выше инфляции в 2019 г. после окончания действия соглашения с нефтяниками.
Правительство в июне 2018 г. обсуждало способы, которые позволили бы избежать резкого скачка цены бензина в январе 2019 г, когда власти решили снова повысить акцизы.
Предлагалось 2 варианта:
- механизм демпфирующей надбавки в обратном акцизе;
- более плавное повышение акцизов.
В 2019 г. для сдерживания внутренних цен на топливо был выбран демпфирующий механизм, который может быть положительным и отрицательным.
Правительство компенсирует компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой, также предусмотрен обратный акциз на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
При росте мировых цен на нефть и на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 г - 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой.
При снижении мировых цен на нефть нефтяные компании будут перечислять в бюджет те же 50%.
Так, если на выпуск бензина класса Евро-5 приходится более 10% первичной переработки, то НПЗ компенсируют 3 000 руб/т перерабатываемого сырья, но при условии поставки топлива на внутренний рынок.
Обратный акциз получат НПЗ, которые уже модернизировали производство или намерены сделать это в течение 3х лет.
Нефтяники были не согласны и требовали 100%, но власти - дожали.
Первые 2 месяца 2019 г. показали, что в чем -то нефтяники были правы- сложилась ситуация, когда по демпфирующему механизму нефтяники в определенные периоды вместо компенсации наоборот должны были вынуждены платить государству.
Это произошло из-за низкой разницы между ценой продажи нефти и нефтепродуктов в Европе, что является одной из составляющих формулы демпфера.
Кстати, если рост цен на нефть был бы слишком большим, то власти могли использовать дополнительные к демпфирующей надбавке меры борьбы с излишним экспортом нефтепродуктов перекупщиками, в тч невозмещение НДС. Но цены пока не растут.
Автор: А. Игнатьева, О. Бахтина