Москва, 6 ноя - ИА Neftegaz.RU. Зампред правительства Д. Козак провел с нефтяными компаниями совещание 31 октября 2018 г.
По итогам совещания 6 ноября правительство анонсировало ряд решений и поручений, направленных на стабилизацию и развитие розничного рынка нефтепродуктов
О текущей ситуации на рынке нефтепродуктов
- принять к сведению доклад Минэнерго РФ по данному вопросу;
- с учетом состоявшегося обсуждения принять к сведению обязательства Роснефти, Газпрома, Сургутнефтегаза, РуссНефти, Газпром нефти, Нового Потока, Нефтегазхолдинга, ЛУКОЙЛа, ТАИФ-НК, Татнефти обеспечить в период с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г.:
- реализацию нефтепродуктов (оптовая, мелкооптовая, розничная торговля) в субъектах РФ, в которые осуществлялись поставки нефтепродуктов, произведенных на собственных мощностях или по толлинговой схеме в 2017 г., и реализацию нефтепродуктов на биржевых торгах в суммарных объемах по всем каналам реализации, превышающих не менее чем на 3% объемы реализации таких нефтепродуктов в соответствующем месяце 2017 г. (за исключением Хабаровского НПЗ, на который не распространяется требование о 3%-ном превышении объемов реализации нефтепродуктов в 2017 г.);
- сдерживание цен реализации нефтепродуктов на предприятиях нефтепродуктообеспечения (мелкооптовые цены) при мелкооптовой реализации нефтепродуктов на уровне, не превышающем индикативные значения, указанные в приложении к настоящему протоколу, с обеспечением достаточного предложения для удовлетворения спроса независимых участников товарного рынка в соответствующих субъектах РФ (мелкооптовой реализацией нефтепродуктов для целей настоящего протокола является продажа нефтепродуктов с мест хранения, производства и перевалки, осуществляемая посредством отгрузки в автомобильный транспорт либо передачи в резервуаре для использования в целях осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием);
- непревышение темпов роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 г. - более чем на 1,7% (с учетом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 г. - более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2019 г. (исходя из равномерного изменения цен в течение календарного года), имея в виду, что налоговый вычет, предусмотренный п. 27 ст. 200 Налогового кодекса РФ (демпфирующий элемент обратного акциза), компенсирует повышение ставок акцизов и обеспечит сдерживание оптовых цен на нефтепродукты.
- Минэнерго, ФАС:
- до 1 ноября 2018 г. доработать и представить в правительство проект соглашения между Минэнерго, ФАС и хозяйствующими субъектами-производителями нефтепродуктов о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов (далее - соглашения), а также проект постановления правительства РФ о заключении указанных соглашений;
- до 7 ноября 2018 г. совместно с Роснефтью, Газпромом, Сургутнефтегазом, РуссНефтью, Газпром нефтью, Новым Потоком, Нефтегазхолдингом, ЛУКОЙЛом, ТАИФ-НК и Татнефтью обеспечить подписание (парафирование с учетом корпоративных процедур) соглашений;
- в случае уклонения каких-либо хозяйствующих субъектов от подписания (парафирования) соглашений и (или) нарушения обязательств, до 9 ноября 2018 г. внести в правительство предложения о применении системных мер по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов;
- приостановить подготовку приказа о внесении изменений в совместный приказ ФАС и Минэнерго от 12 января 2015 г. №3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС и Минэнерго от 30 апреля 2013 г. №313/13/225» до окончания срока действия обязательств;
- обеспечить ежедневный мониторинг выполнения обязательств. Обо всех случаях выявления нарушения указанных обязательств и принятых мерах по их устранению незамедлительно докладывать в правительство, а также информировать все хозяйствующие субъекты. В случае невыполнения каким-либо хозяйствующим субъектом требований об устранении допущенных нарушений не позднее, чем в 3-дневный срок, внести в правительство предложения о применении системных мер по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов.
- ФНС при проведении налогового контроля учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, исключив соответствующие доначисления налога на прибыль;
- ФАС при проведении антимонопольного контроля исключить применение мер ответственности к хозяйствующим субъектам, предусмотренных антимонопольным законодательством, в связи с выполнением обязательств;
- Минэкономразвития, Минэнерго в случае необходимости до 12 ноября 2018 г. внести в правительство в установленном порядке проекты директив компаниям с госучастием в целях исполнения мероприятий.
О перспективных мерах, направленных на стабилизацию и развитие розничного рынка нефтепродуктов.
- Принять к сведению информацию ФАС о действующей тарифной политике естественных монополий, принятых тарифных решениях на товары (услуги) субъектов естественных монополий и отсутствии планов по их изменению на период до конца 2019 г.;
- ФНС, ФАС обеспечить проведение внеплановых проверок деятельности независимых сетей автозаправочных станций (АЗС), обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен, предусмотренный приложением к настоящему протоколу, более чем на 4%;
- ФАС совместно с Банком России и Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевая Биржей до 12 ноября 2018 г. представить в правительство согласованные предложения о внесении изменений в правила биржевой торговли нефтепродуктами, предусмотрев дополнительные механизмы обеспечения публичности и прозрачности проведения торговых процедур, а также предквалификацию участников торгов с допуском к участию в торгах на период до 31 марта 2019 г. только сетей АЗС и конечных промышленных и сельскохозяйственных мелкооптовых потребителей в целях исключения спекулятивных сделок на внутреннем рынке нефтепродуктов;
- Минфину, Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС:
- совместно с Минтрансом до 1 марта 2019 г. дополнительно проработать предложения по введению механизма плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть в целях обеспечения ценовой стабильности внутреннего рынка на долгосрочную перспективу;
- совместно с Минприроды обеспечить безусловное исполнение планов-графиков подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» (от 26 октября 2018 г. № 8770п-П9), «О внесении изменений в статьи 3.1 и 35 Закона РФ О таможенном тарифе» (от 26 октября 2018 г. №8752п-П9), «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» (от 26 октября 2018 г. №8761п-П9) и «О внесении изменений в ст. 3.1 Закона РФ О таможенном тарифе» (от 26 октября 2018 г. №8754п-П9) с целью обеспечения синхронизации повышения ставок акцизов на нефтепродукты и предоставления демпфирующих акцизов;
- совместно с ФНС дополнительно проработать вопрос о возможности администрирования сбора акциза на нефтепродукты на АЗС;
- дополнительно проработать вопрос об источниках финансирования увеличения демпфирующего элемента обратного акциза, предусмотренного поручением правительства от 18 сентября 2018 г. №ДМ-П9-51пр (раздел II, пункт 5.2);
- Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС, Минфину в рамках исполнения поручения правительства от 24 октября 2018 г. №ДК-П9-197 пр (раздел I, пункт 2.1) до 12 ноября 2018 г. дополнительно проработать вопрос об альтернативных введению заградительных пошлин механизмах насыщения внутреннего рынка нефтепродуктов, включая увязку права на экспорт нефти и нефтепродуктов с обязательствами нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний по обеспечению необходимых объемов поставок на внутренний рынок, в т.ч. по поставке добываемого сырья на переработку на российских НПЗ с последующей продажей произведенных светлых нефтепродуктов в объеме не менее 17,5% от добываемой нефти на внутреннем рынке, а также запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов для компаний, не являющихся их производителями (первыми собственниками).
Принципиальное решение о необходимости снижения цены отсечения при расчете демпфирующей компоненты обратного акциза было принято еще в середине сентября 2018 г, но сроки внедрения этого механизма и источники финансирования не назывались.
Тогда рассматривалось снижение оптовой цены на бензин для расчета демпфера на 5,6 тыс рублей и 5 тыс. рублей для дизельного топлива.
А компании дерзко обозначили риски снижения инвестиционных расходов на освоение месторождений в условиях существующей налоговой нагрузки на нефтегаз с учетом завершения налогового маневра.
Компаниям хотелось ревизии ныне действующей системы дифференцированного налогообложения и их обязательств по реализации комплексных инвестиционных проектов в области добычи.
Для любознательных напомним, что демпфер в данном случае - это обратный акциз, принятый в рамках налогового маневра, который вместе с разными коэффициентами ( 1-1,5 в 6 региональных группах) компенсирует Нефтепреработке часть разницы между ценой экспортной альтернативы и внутренней ценой.
Механизм компенсаций получат компании:
- которые провели модернизацию НПЗ;
- которые в течение 3 лет проведкт модернизацию НПЗ;
- которые попали под санкции США и ЕС.
Налоговый маневр завершится в Россия в период 2019 - 2024 гг.
В этот период произойдет поэтапное :
- снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти,
- сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты;
- одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Автор: А. Игнатьева