Повышение энергоэффективности и энергосбережения является важным условием развития и повышения конкурентоспособности российской экономики.
Об этом 19 октября 2017 г сообщил глава Минэнерго РФ А. Новак, выступая с докладом на заседании правительства РФ, первым вопросом повестки которого был об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
С вступительным словом бодро выступил Д. Медведев:
- тема энергосбережении и повышении энергетической эффективности для нас сверхактуальная;
- РФ лидирует по производству угля, нефти, газа, по выработке электроэнергии, но нам нужно много работать для того, чтобы свести к минимуму потери по дороге от производства к потребителю. Это сложно, но важно.
- по показателям энергоэффективности мы уступаем значительной части наших зарубежных коллег, особенно по показателям энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП).
- потенциал для энергосбережения очень значительный. Он есть практически во всех секторах. В 1ю очередь -в ТЭК, но не только. Бюджетные организации, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные предприятия, промышленные предприятия нельзя назвать эффективными потребителями энергии и тепла. Хотя отдельным предприятиям удается стать энергоэффективными в короткие сроки;
- по оценке Минэнерго РФ, энергозатраты на освещение и отопление бюджетном секторе можно снизить почти на 1/3. На освещении каждый год можно экономить 10ки млрд рублей. Бюджетная сфера может быть лидером в плане энергоэффективности. Все неэффективные расходы создают дополнительную нагрузку на бизнес,и возникают в платежках за ЖКС, за электричество, и граждане и предприятия вынуждены оплачивать бесхозяйственность из собственного кармана.
- за 2017 г были приняты дополнительные решения в этой области.
- сегодня мы обсудим, какие дополнительные шаги нужно сделать:
1. Скорректировать систему государственного управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, настроить механизмы господдержки, стимулирования частного бизнеса. Минэкономразвития должно подготовить детальный план действий и представить в Правительство.
2. Нужно создать больший эффект в рамках региональных и муниципальных программ энергоэффективности. Они требуют денег, но это затраты, которые вернутся существенной экономией. Поэтому нужно поработать тем же самым ведомствам с регионами и привлечь инвестиции в энергоэффективность.
3. Нужно поддержать российских производителей энергоэффективного оборудования, современных приборов учета, энергосберегающих материалов, а для этого обновить номенклатуру товаров, которые закупаются для государственных и муниципальных нужд, установить для них жесткие требования по энергоэффективности.
4. Более разумно нужно относиться к тому, каким образом используются энергоресурсы, в тч и самим гражданам. Сегодня много технологий и оборудования, которые помогают сберегать энергию. Надо, чтобы об этих технологиях знали.
Тезисы от А. Новака:
Работа в этом направлении идет достаточно медленно в силу в т.ч объективных причин.
В 2008 г президент РФ поставил целью к 2020 г снизить энергоемкость ВВП на 40% от уровня 2007 г.
В последние годы Россия поддерживает достаточно высокие темпы снижения энергоемкости, вполне сопоставимые со среднемировыми.
По итогам 2017 г ожидается снижение энергоемкости на 1,7%.
Однако в целом за период с 2008 г общее снижение получается достаточно скромным - 13%, это ниже запланированных цифр.
На это есть объективные причины, в т.ч более низкие темпы роста ВВП за этот период, структурные изменения экономики, которые планировались, но еще не достигли целей.
Но есть и позитивные моменты.
Так, в рейтинге госрегулирования в области энергоэффективности Всемирного банка Россия заняла 17е место и вошла в группу лидеров.
Потенциалом повышения энергоэффективности обладают фактически все сектора российской экономики, особенно ЖКХ, бюджетный сектор, транспорт, промышленность, топливно-энергетический комплекс.
Госполитика в области энергоэффективности и энергосбережения реализуется по 4 направлениям:
- Формирование системы госуправления энергосбережением и внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%.
- Внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения, включая внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию.
- Формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования.
- Популяризация энергосбережения.
Энергоэффективность и энергосбережение являются межотраслевой задачей и затрагивают все сферы деятельности.
Для усиления работы и повышения эффективности в этой области Минэнерго и Минэкономразвития РФ договорились разработать и утвердить комплексный план по повышению эффективности экономии, затрагивающий все секторы экономики.
Проект плана уже разработан и проходит процедуры согласования.
Кроме того, показатель энергоэффективности и энергоемкости экономики будет включен в госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также продолжится работа по включению во все госпрограммы федеральных отраслевых министерств.
За Минэкономразвития будет закреплена работа по подготовке ежегодного доклада о состоянии энергосбережения.
Затем М. Орешкин поведал о комплексном плане по повышению энергоэффективности, а губернатор Тюменской области А. Якушев сообщил о движении области в рамках реализации федерального закона от 23 ноября 2009 г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».