На заседании Правительства РФ 19 октября 2017 г обсуждались вопросы энергосбережении и повышении энергетической эффективности России, в тч Д. Медведев выслушал доклады министра энергетики А. Новака и министра экономического развития М. Орешкина.
Об этом 19 октября 2017 г сообщило Правительство РФ.
А.Новак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Развитие энергоэффективности и энергосбережения является важным условием развития всей российской экономики и конкурентоспособности в современном мире.
Принято считать, что повышение энергоэффективности - это 5й вид топлива.
Указом Президента в 2008 г была поставлена цель снизить к 2020 г энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) на 40% от уровня 2007 г.
Несмотря на то, что темпы снижения энергоемкости в последние годы у нас достаточно высокие, на уровне среднемировых (в 2017 г мы ожидаем 1,7% снижения), в целом за этот период (с 2008 г) у нас общее снижение составит всего 13%.
Это ниже запланированных цифр.
На это есть объективные причины, в том числе более низкие темпы роста ВВП за этот период, структурные изменения экономики, которые планировались, но еще не достигли целей.
В целом можно сказать, что начало системной работы было положено этим указом.
Был принят федеральный закон в 2009 г об энергосбережении и повышении энергоэффективности (федеральный закон от 23 ноября 2009 г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
За это время 78 региональных законов было принято субъектами РФ об энергоснабжении и создано 55 региональных центров энергоснабжения.
За прошедший период также была создана нормативно-правовая база, инфраструктура в области энергоэффективности, которая соответствует мировой практике.
Она достаточно эффективно работает в последние годы.
Об этом свидетельствует рейтинг государственного регулирования в области энергоэффективности Всемирного банка, в котором Россия заняла 17е место, вошла в группу лидеров.
Потенциалом повышения энергоэффективности обладают фактически все сектора российской экономики, особенно ЖКХ, бюджетный сектор, транспорт, промышленность, топливно-энергетический комплекс и многие др.
Сегодня государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения реализуется по 4 направлениям:
1 направоление. Формирование системы государственного управления энергосбережением, внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая, согласно международному опыту, позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%.
Важнейшие элементы здесь: отраслевая ответственность, ключевые показатели энергоэффективности.
Вами, Дмитрий Анатольевич, давалось соответствующее поручение федеральным органам исполнительной власти о включении показателей и индикаторов в госпрограммы.
Сейчас они уже присутствуют в большинстве государственных программ, хотя не все еще до конца приняли.
Что касается ТЭК, у нас включено 7 отраслевых показателей энергоэффективности.
Например, такие как удельный расход условного топлива на производство электрической энергии (за 5 лет мы достигли снижения показателя на 9%); удельный расход электроэнергии на транспортировку нефти, на транспортировку газа; полезное использование попутного нефтяного газа.
Здесь у нас есть положительная динамика.
Аналогичная работа ведется и в других отраслях и крупнейших компаниях.
Так, примерно 2/3 наших крупнейших компаний уже внедрили энергоменеджмент.
Государственные и регулируемые компании в обязательном порядке реализуют специальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с федеральным законом.
Данные программы регулярно рассматриваются на советах директоров.
Мы видим эффект от реализации программ в виде экономии электрической энергии, тепла, внедрения современных технологий.
Дополнительно с международным опытом в области развития энергоменеджмента мы предлагаем также рассмотреть вопрос о директивном включении информации о достижении показателей энергоэффективности в публичную корпоративную отчетность крупнейших государственных компаний.
Также в целях повышения энергоэффективности и совершенствования работы в этом направлении 2 недели назад Правительством был поддержан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий переход на отраслевой принцип формирования требований к программам энергоэффективности.
То есть каждое отраслевое ведомство будет формировать свои требования к программам энергосбережения государственных компаний в своей отрасли.
Также нами ведется работа по включению показателей в государственные программы регионов.
На сегодняшний день 63% региональных отраслевых государственных программ включают в себя показатели энергоэффективности.
Этому предшествовала работа по обучению 34 тыс государственных и муниципальных служащих.
Важным элементом системы управления является подготовка на федеральном уровне ежегодного государственного доклада, подкрепленного публичными рейтингами энергоэффективности предприятий и регионов.
Это нам позволяет собирать лучшие практики, проводить бенчмаркинг.
В частности, можно отметить работу ряда регионов по внедрению светодиодов в бюджетном секторе.
Например, в г Владимире за 3 года заменили 44% уличного освещения на светодиодное, обеспечена экономия более 30% электропотребления.
В г Москве удалось увеличить освещенность города на 40% без увеличения потребления энергии.
В г Казани в результате реализации проекта модернизации отопления по итогам установки 1,4 тыс индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим регулированием суммарное снижение платежей населения за отопление составило 400 млн руб/год, или 290 тыс руб на 1 подъезд.
60 регионах ведется работа по подготовке стандартов открытости органов власти в рамках Открытого правительства, которая включает в себя также энергосбережение.
Кроме этого создана информационная система мониторинга бюджетного сектора, которая позволяет ставить задачи по увеличению количества зданий, достигших определенного класса энергоэффективности, в ходе капитального ремонта, адресно выявлять потенциал экономии.
Такую практику планирования и контроля внедрили в Московской обл.
В целом в системе уже содержатся актуальные данные 80% общего количества государственных и муниципальных учреждений в стране.
Наша цель - сделать ежегодное предоставление информации в эту систему обязательным.
Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу и проходит сейчас 2е чтение.
2е направление госполитики - внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения.
К этому направлению относится внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию.
Например, в ТЭК Минэнерго готовит сегодня проекты 6 справочников НДТ, и 2 недели назад утвержден уже справочник НДТ по энергоэффективности.
Важным направлением здесь являются инновационные технологии, которые могут стать новым отраслевым стандартом.
Например, цифровые подстанции, «умные» электрические сети.
У нас есть положительные примеры.
Например, в Калининградской области, где внедряются эти технологии, это позволило сократить потери энергии на 45%.
Также один из примеров техрегулирования - это применение светодиодов в сфере освещения.
С 2017 г действует запрет на закупку неэнергоэффективных источников света для государственных и муниципальных учреждений.
Введена обязанность регулируемых организаций довести долю светодиодного освещения до 75% к 2020 г.
Утвержден свод правил, который делает обязательным использование светодиодных источников света при проектировании уличного освещения.
За последние несколько лет в бюджетном секторе доля светодиодов выросла фактически с нуля до 6 млн, и экономия в год составляет уже более 3 млрд.
В целом, если говорить о размере и потенциале экономии, она может составить до 200 млрд руб/год, поскольку у нас на освещение потребляется примерно 12% всего потребления электроэнергии.
И около 40% от этого потребления может быть сэкономлено.
В международной практике сегодня часто вводят различные меры для вытеснения ламп накаливания.
В настоящее время более 100 стран уже реализуют меры по запрету ламп накаливания.
Мы считаем, что мы могли бы подумать о снижении разрешенного порога для ламп накаливания со 100 до 75 или 50 Вт в перспективе 2х-3х ближайших лет.
При этом, конечно, обязательным условием должно быть введение сертификации и минимального гарантийного срока на товар.
В целом наша промышленность готова заменить современными энергоэффективными лампами любое количество ламп, которые сегодня в продаже.
3е направление политики - это формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования.
В международной практике здесь наиболее значимыми факторами являются цены на энергоресурсы, акцизы, инвестиционные надбавки, плата за выбросы.
С учетом социально-экономических возможностей такая работа проводится и у нас.
Например, штрафы по попутному нефтяному газу, новая модель рынка тепла, стимулирование вывода неэффективной генерации и ее модернизация.
У нас такие предложения есть и по новым проектам по модернизации.
С 2016 г разработан совместно с Министерством промышленности и торговли механизм налоговых льгот для энергоэффективного оборудования.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства и позволяет пользоваться льготами по налогу на имущество и ускоренной амортизации.
Это и есть экономический стимул и экономическая окупаемость, которая может быть драйвером инвестиций.
Д.Медведев: Какие еще есть основные предложения?
А.Новак: Хотел бы сказать о положительном опыте выделения субсидий, которые распределялись с 2011 по 2014 гг (в размере 5 млрд) и позволяли софинансировать проекты в субъектах РФ и привлекать как внебюджетные средства, так и средства субъектов.
На каждый рубль можно было от 10 до 20 руб привлечь дополнительных инвестиций.
Мы с Минэкономразвития предложили бы рассмотреть вопрос о возврате к такой системе стимулирования.
4е направление - популяризация энергосбережения.
Мы горячо поддерживаем и предлагаем, чтобы наши регионы активно включились в эту работу.
В заключение хотел бы отметить, что за последние несколько лет была сделана большая работа и шаг вперед.
Тем не менее у нас, безусловно, есть значительный потенциал, предстоит многое сделать.
Энергоэффективность и энергосбережение являются межотраслевой задачей, затрагивают все сферы деятельности.
Мы в целях усиления работы и повышения эффективности в этой области договорились с Минэкономразвития разработать и утвердить комплексный план по повышению эффективности экономии, затрагивающий все секторы экономики.
Сейчас проект плана разработан и проходит процедуры согласования.
Кроме этого мы договорились, что учитывая, что государственная политика носит межотраслевой характер, показатель энергоэффективности и энергоемкости экономики будет включен в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также продолжить работу по включению во все государственные программы наших федеральных отраслевых министерств и закрепить за Министерством экономического развития подготовку ежегодного доклада о состоянии энергосбережения.
Прошу поддержать.