Украина в поисках источников диверсификации поставок газа хочет присоединиться к формированию нового (хорошо забытого старого) газового коридора с Хорватией и Венгрией.
Об этом 14 июня 2017 г дежурно сообщил премьер-министр Украины В. Гройсман в ходе своего визита в Хорватию.
На волне русофобии сейчас на щите оказались заведомо неэффективные проекты. И газовый коридор Хорватия - Украина - один из них.
Да и говорить В. Гройсману о чем -то с хорватами нужно, можно и о коридоре поговорить.
Товарооборот Украины растет с Россией вопреки желанию добрым самаритян, которые хотят разрушить вековые связи братьев - славян, а украинские власти собираются развивать с бизнес с Западом. Логику не ищите, ее нет.
В. Гройсман добродушно подтвердил, что власти страны готовы присоединиться к проекту формирования нового газового коридора Хорватия - Венгрия - Украина.
Известно, что новый проект входит в пакет инициатив президента Хорватии К. Грабарь-Китарович по формированию центральной вертикали сотрудничества Адриатика - Балтика - Черное море.
Проект не только предполагает организацию поставок топлива на Украину, но и возможное объединение газотранспортных систем (ГТС) 3х стран.
Что ж, есть такая хорошая поговорка - все новое - хорошо забытое старое.
Так и с газовым коридором, о котором страны грезили еще в 2013 г.
В 2013 г Украина и Евросоюз согласовали новый маршрут поставки природного газа на Украину из Хорватии.
Маршрут предполагал поставки газа от СПГ-терминала на полуострове Крк в Хорватии через газотранспортные системы (ГТС) Венгрии к подземным хранилищам газа (ПХГ) Украины.
Документ был подписан и страны начали активно муссировать проект.
В 2013 г Украина, Хорватия и Венгрия договорились расширить газопроводы, дабы создать коридор, по которому может транспортироваться природный газ через 3 страны.
Коридор должен был подключиться к запланированному Транс-Адриатическому газопроводу в Южной Европе.
Название данному коридору было дано - Адриатический.
Позже Украина неоднократно возвращалась к данной теме, обсуждая ее с соседями, однако никаких подвижек так и не произошло.
Между тем, LNG-терминал на полуострове Крк в Хорватии так и не построен.
Строительство собирались начать еще в 2014 г, потом переносили сроки на середину 2016 г и вот, новый поворот.
Хотя, если уж совсем углубиться в историю, то тут всплывет проект Adria LNG, который затевался еще в 1990х гг, но так и не был реализован.
Повторно о проекте заговорили в 2007 г, но ТЭО так и не утвердили. На рынке был и есть избыток газа, и проект снова признали нерентабельным.
Рынок рассудит. российский трубопроводный газ для Европы всегда будет дешевле СПГ, который нужно сжижать и разжижать, что удорожает проект.
Пару слов о проекте.
СПГ-Терминал Adria будет включать в себя установки для разгрузки СПГ, резервуары для хранения СПГ и газоперекачивающие насосы.
Разгрузочные объекты СПГ будут включать в себя 4 16-дюймовыз разгрузочных рукава, 1 линию выгрузки D 40 дюймов и линию возврата D25 дюймов.
В рамках 1го этапа проекта на CGU-терминале будут установлены 2 резервуара для хранения СПГ мощностью 195 000 м³. На 2м этапе проекта будет установлен еще 1 резервуар для хранения 195 000 м³.
На объекте также будут установлены 3 насоса мощностью 720 м³ / час.
В состав терминала войдут оборудование для испарения и временное хранилище.
Оборудование для испарения будет включать в себя 2 компрессора СПГ (BOG) с объемом 7 000 м³ / час, 10 насосов высокого давления мощностью 400 м³ / час каждый, 10 открытых стеллажных испарителей 32,5 МВт каждый и 7 насосов морской воды с Вместимостью 8 700 м³ / час каждый.
Реконденсатор BOG является вариантом для 2й фазы проекта.
Терминал сможет обрабатывать танкеры-газовозы вместимостью 75 000 м³ - 265 000 м³, со скоростью разгрузки 12 000 м³-16 000 м³ / час.
Система газопроводов будет транспортировать природный газ с СПГ -терминала в существующую ГТС.
Пропускная мощность терминала на 1 этапе - 10 млрд м3/год, на 2м - 15 млрд м3/год.
Для строительства СПГ - терминала выбрано местечко Omisalj.
В феврале 2017 г Совет ЕС утвердил предложение Еврокомиссии (ЕК) об инвестициях в ключевые энергопроекты в Европе.
В их число попал и LNG-терминал в Хорватии.
ЕС выделит на строительство терминала на полуострове Крк 102 млн евро.
Мощность терминала составит от 4 до 6 млрд м3/год газа.
Завершить строительство планируется до конца 2019 г.
Будет ли терминал построен в обозначенные сроки, вопрос открытый.
Главное - найти инвестора, который согласится вложится в малорентабельный, рискованный проект.
Европа все равно будет вынуждена брать российский газ из-за дефицита газа собственной добычи.
Танкерами - газовозами не навозишься.
Хотя у Европы при падении цен на нефть высвободились гигантские ресурсы, затрачиваемые ранее на покупку энергоносителей, когда-то наступит предел реализации политически выгодных, но экономически нецелесообразных проектов.
Между тем, Украина достойна уважения - страна не сидит сложа руки, а пытается найти новых поставщиков газа.
Недавно власти страны заявили о том, что собираются после 2022 г закупать газ в Норвегии через Польшу.