По подсчетам Укртрансгаза, модернизация украинской ГТС требует 5,3 млрд долл США инвестиций, что намного дешевле, чем строительство новых магистральных газопроводов в обход Украины.
Об этом 3 июня 2013 г заявил зам главного инженера по вопросам модернизации и перспективного развития ГТС Укртрансгаза О.Михалевич.
Основными направлениями вложения средств должны стать транзитные МГП Уренгой-Помары-Ужгород, Союз и Прогресс и северная система газопроводов, которые будут составлять в дальнейшем основной маршрут транзита, и которые определены, как приоритетные объекты модернизации и реконструкции.
По словам О.Михалевича, выбор объектов и направлений модернизации будет зависеть от будущих объемов транзита.
По оценкам специалистов Укртрансгаза, загруженность украинской ГТС при этом составит от 60 млрд м3/год по пессимистическому сценарию и до 110 млрд м3/год - по оптимистическому.
Радует уже то, что обсуждение газовой проблемы перешло в плоскость экономики, а не взаимных упреков.
Напомним, что ранее аудиторская компания Baker Tilly оценила украинскую ГТС в пределах 26-29 млрд долл США.
Именно эта оценка должна быть использована в ходе переговоров с Россией по вопросу создания Газотранспортного консорциума.
Baker Tilly предлагает, чтобы с украинской стороны в уставный фонд Газотранспортного консорциума была внесена ГТС с ПХГ.
Газпром в обмен на 50% в предприятии может предоставить Украине скидку в размере 12-15 млрд долл США и гарантировать загрузку ГТС.
Это позволит украинской стороне в течении 5 лет получать российский газ по цене 260 долл США/тыс м3.
Добавим, что 27 мая 2013 г В.Янукович на встрече с В.Путиным согласился уступить России контроль над МГП в обмен на снижение цен на газ.
Также для управления ГТС предлагалось создать консорциум, где Газпром станет ключевым участником, получив МГП.
Распределительные сети при этом должны перейти группе ВЕТЭК близкого к команде В.Януковича бизнесмена С.Курченко.
Несмотря на то, что министр по энергетике и угольной промышленности Украины Э.Ставицкий уже не раз высказывался за приватизацию ГТС или ее половины, а ЕС уже одобрила приватизацию ГТС, у парламентариев Верховной Рады нет четкой позиции на этот счет.
Среди несогласных с приватизацией украинской ГТС и параллельном реформировании Нафтогаза бывший председатель Фонда госимущества А.Бондарь.
По его словам законопроект «О реформировании Нафтогаза» худший из тех, что до этого предлагались на рассмотрение Верховной Раде, поскольку «фактически предусматривает передачу украинской ГТС Газпрому по международному договору за какие-то эфемерные скидки на газ».
Решение о судьбе украинской ГТС должно быть найдено уже до конца 2013 г.