В Транснефти так и не дождались заявки Роснефти на прокачку дополнительных объемов нефти в Китай на 3-й квартал 2013 г. Роснефть не успела решить имеющиеся разногласия с китайскими партнерами по цене допобъемов нефти.
Допмощности по транспортировки Роснефти стали нужны после того, как 22 марта 2013 г Роснефть подписала с китайской CNPC соглашение о поставках сырой нефти в Китай, предусматривающее увеличение поставок, которые должны начаться уже в 2013 г.
Глава Минэнерго А. Новак в марте 2013 г говорил, что дополнительные поставки в КНР через Сковородино в 2013 г могут составить 800 тысяч тонн, в 2014 г – 2 млн тонн.
Роснефть заявляла тогда о готовности увеличить объемы поставок нефти в КНР до 17,1 млн т/год, в том числе до 15 млн т/год по Сковородино-Мохэ, и с 7 до 9,1 млн т/год через порт СМНП Козьмино.
Сейчас Роснефть проставляет в Китай 15 млн т/ г российской нефти. В перспективе Роснефть планирует выйти на объемы поставок не менее 50 млн. т/год.
Впрочем, не все зависит только от российско-китайских договоренностей.
В переговорах также участвует Минэнерго РФ и Транснефть, предоставляющая Роснефти свои пропускные мощности нефтепровода Сковородино-Мохэ для перекачки нефти в Китай.
Пока не понятно, за счет кого будет финансироваться рост мощностей.
14 мая И.Сечин заявил, что Роснефть не намерена напрямую финансировать рост мощностей, а за транспортировку будет платить по экономически целесообразным тарифам.
После этого Транснефть объявила о своем не желании финансировать расширение трубы в Китай (ответвление от ВСТО) за счет собственных средств.
«Мы не можем безоглядно влезать в долги, чтобы удовлетворить «хотелки» Роснефти, — так выразил жесткую позицию Транснефти глава нефтепроводной монополии Н.Токарев. — Раз у Роснефти есть такие планы и она хотела бы, чтобы ей эксклюзивно была построена труба, то давайте договоримся, как мы за счет тарифа, повышенного для вас, это сделаем».
Предложение Транснефти, сделанное И.Сечину, было таким: если Роснефть не собирается финансировать трубопроводный проект, который, к слову оценивается в 320 млрд рублей, то Транснефть готова включить эту сумму в общий тариф на транспортировку.
Министерские и правительственные чиновники, курирующие ТЭК, поддержали в этом споре Транснефть.
В итоге Роснефть все-таки согласилась на инвесттариф для расширения мощностей по поставкам нефти в Китай, которые будет эксклюзивно установлены для их компании Транснефтью.
Сегодня в Транснефти отмечают практические затруднения исполнения заявки на увеличение мощностей Роснефти уже в 3 квартале 2013 г, поскольку она не была подана вовремя, а сокращение сроков требует дополнительных технологических решений от Транснефти.
Возможно, такая нерасторопность Роснефти (в части подачи заявки) напрямую связана с нерешенными пока разногласиями по цене допобъемов российской нефти с китайскими партнерами.
Между тем, по слова пресс-секретарь компании и советника президента Транснефти И. Демина, в график на 3-ий квартал уже включены дополнительные объемы поставок нефти Башнефти и ЛУКОЙЛа по ВСТО до порта Козьмино.
Ранее доступ ЛУКОЙЛа и Башнефти к ВСТО был подтверждён Транснефтью, после чего ЛУКОЙЛу и Башнефти необходимо было получить место в экспортном графике, который составлял Минэнерго.
На сегодняшний день объемы Башнефти выполняются.
ЛУКОЙЛ в 3-м квартале планирует прокачать дополнительно 300 тыс тонн нефти через Козьмино.
Добавим, для ЛУКОЙЛа это уже 2-я попытка начать поставки сырья по этому направлению. Полгода назад Транснефть отклонила заявку компании из-за нехватки мощности ВСТО и несоответствия качества нефти.
Предварительно ЛУКОЙЛ планирует прокачивать по ВСТО 100 тыс т/мес нефти, Башнефть - 25 тыс т/мес.