Об этом свидетельствуют данные сервисов по отслеживанию судов.
Судно La Perouse прибыло к терминалу «Утренний» завода по производству сжиженного природного газа Арктик СПГ-2 27 августа 2025 г. После загрузки партии СПГ 30-31 августа 2025 г. танкер отплыл. Он стал как минимум пятым по счету судном, принявшим груз непосредственно с завода в этом году, после Iris, Voskhod, Zarya и Christophe De Margerie. У газовоза нет ледового класса. Ранее Iris, Voskhod, Zarya уже отгрузили СПГ в Китае.

Сложности прохождения СМП
С трудностями при прохождении СМП ранее столкнулся нефтеналивной танкер Leo, не имеющий ледового класса. Судно транспортирует партию нефти объемом до 156 тыс. т из г. Мурманска в Китай. Еще 7 сентября танкер был вынужден прекратить движение в акватории Восточно-Сибирского моря. Причиной остановки стали ледовые поля на этом отрезке СМП, которые осложняют навигацию в текущем сезоне. Сроки доставки груза в китайский порт были сдвинуты с 27 сентября на 2 октября.
29 августа, в этом же районе возникли сложности у танкера-газовоза Arctic Metagaz, который перевозил СПГ с проекта Арктик СПГ-2. Судно маневрировало в этом районе не менее недели. Его текущее местоположение неизвестно, но, предположительно, он мог пройти участок при помощи ледокола «Сибирь» или следует теперь вместе с ледоколом «50 лет Победы».
Leo и Arctic Metagaz стали единственными известными судами без ледового класса, чье движение было серьезно нарушено ледовой обстановкой в этом навигационном сезоне. Другие танкеры, в том числе обслуживающие проект Ямал СПГ, также следуют вдоль берега в Восточно-Сибирском море, но придерживаются графика.
Ранее в сторону СМП направлялся бункеровщик «Дмитрий Менделеев» ледового класса Arc4.
В акватории СМП наблюдается остаточный лед
Согласно данным оперативного обзора ледовой обстановки на акватории СМП, подготовленного специалистами Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института 8 октября 2025 г.:
- в акватории Баренцева моря чисто;
- в Карском море:
- вдоль побережья отмечаются отдельные небольшие очаги ледообразования;
- начал устанавливаться припай у островов в Пясинском заливе;
- в проливах Карские Ворота, Вилькицкого и Шокальского — открытая вода;
- в акватории моря Лаптевых:
- активное ледообразование отмечается как в северной (в массиве остаточных льдов и вдоль кромки), так и в южной (вдоль побережья) частях акватории;
- также зафиксировано образование обширных массивов ниласа, блинчатого, серого льда;
- на отдельных участках западного и южного побережья моря началось становление припая;
- открытая вода сохраняется в центральной части моря, на подходах к проливам Вилькицкого, Санникова и Дмитрия Лаптева.
- в Восточно-Сибирском море:
- сохраняется открытая вода в западной части акватории, а также вдоль побережья континента вплоть до пролива Лонга;
- исключение составляет узкая прибрежная зона континента и острова Котельный, где началось ледообразование, отмечается появление ниласа и серого льда;
- в восточной части моря идет активное ледообразование в массиве старых и остаточных льдов, где отмечается образование серо-белого льда, а также вдоль кромки массива – нилас и серый лед;
- в акватории Чукотского моря:
- дрейфующий лед сохраняется преимущественно в северо-западной части акватории;
- в массиве старых и остаточных льдов отмечаются включения серо-белого льда;
- вдоль кромки происходит собственное ледообразование, отмечаются серые и ниласовые льды;
- также началось ледообразование в некоторых бухтах Чукотского побережья;
- в проливах Лонга и Беринговом чисто;
- в акваториях Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей чисто.
- санкционные ограничения не позволили получить суда необходимого ледового класса, построенные на южнокорейской верфи;
- в транспортную стратегию проекта Арктик СПГ-2 был заложен переход к круглогодичной навигации в восточном секторе СМП.
Арктик СПГ-2
- проект СПГ-завода реализуется на п-ве Гыдан на базе Утреннего нефтегазоконденсатного месторождения: доказанные и вероятные запасы Утреннего месторождения по стандартам PRMS (на 31 декабря 2020 г.) составили 1434 млрд м3 природного газа и до 90 млн т жидких углеводородов;
- по плану, проект предполагает работу трех технологических линий общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата, размещенных в акватории Обской губы на основаниях гравитационного типа (ОГТ);
- расположен примерно в 70 км к юго-востоку от порта Сабетта в районе Обской губы, где расположен экспортный терминал Ямал СПГ;
- основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый.
Автор: А. Чижевский