Об этом свидетельствуют данные сервисов по отслеживанию судов.
27 августа 2025 г. танкер La Perouse прибыл к терминалу «Утренний» завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2», загрузил партию СПГ и 30-31 августа 2025 г. отплыл. Он стал как минимум пятым по счету судном, принявшим груз непосредственно с завода в этом году, после Iris, Voskhod, Zarya и Christophe De Margerie. У газовоза нет ледового класса. В настоящее время La Perouse достиг африканских берегов, в то время как Iris, Voskhod, Zarya уже отгрузили СПГ в Китае.
Трудности прохождения СМП
С трудностями при прохождении СМП столкнулся нефтеналивной танкер Leo не имеющий ледового класса. Судно транспортирует партию нефти объемом до 156 тыс. т из г. Мурманска в Китай. Еще 7 сентября танкер был вынужден прекратить движение в акватории Восточно-Сибирского моря. Причиной остановки — ледовые поля на этом отрезке СМП, которые существенно осложняют навигацию в текущем сезоне. Сроки доставки груза в китайский порт были сдвинуты с 27 сентября на 2 октября.
29 августа, в этом же районе возникли сложности у танкера - газовоза Arctic Metagaz, который перевозил СПГ с проекта Арктик СПГ-2. Судно маневрировало в этом районе не менее 1 недели. Его текущее местоположение неизвестно, но, предположительно, он мог пройти участок при помощи ледокола «Сибирь» или следует теперь вместе с ледоколом «50 лет Победы».
Leo и Arctic Metagaz стали единственными известными судами без ледового класса, чье движение было серьезно нарушено ледовой обстановкой в этом навигационном сезоне. Другие танкеры, в том числе обслуживающие проект Ямал СПГ, также следуют вдоль берега в Восточно-Сибирском море, но придерживаются графика.
Сейчас в сторону СМП движется бункеровщик «Дмитрий Менделеев» ледового класса Arc4.
В акватории СМП наблюдается остаточный лед и нилас
Согласно данным оперативного обзора ледовой обстановки на акватории СМП, подготовленного специалистами Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института 17 сентября 2025 г.:
- в акватории Баренцева, Печорского, Каспийского, Азовского, Белого, Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей чисто;
- в Карском море дрейфующий остаточный лед сплоченностью до 7-8 баллов и нилас наблюдаются в проливах Шокальского и Красной Армии (на остальной акватории чисто);
- на акватории моря Лаптевых:
- массив дрейфующего льда сосредоточен в северной половине,
- в массиве сплоченность остаточных льдов достигает 9 баллов, повсеместно наблюдается ледообразование, в северной части отмечается появление серого льда,
- в центральной и южной частях акватории моря, на подходах к проливам Вилькицкого, Санникова, Дмитрия Лаптева преимущественно чисто,
- на подходах к проливам Шокальского и Красной Армии остаточный лед сплоченностью до 7-8 баллов, а также нилас;
- в акватории Восточно-Сибирского моря:
- в центральной и западной частях акватории чисто,
- на востоке моря сохраняется массив дрейфующих льдов, сплоченность остаточных в нем достигает 8 баллов (в большей части массива наблюдается ледообразование, отмечается нилас и начальные виды льда),
- в районе остров Врангеля и пролива Лонга ледообразование не происходит,
- на подходах к проливу Лонга в южной части преимущественно чисто, в северной — сплоченный до 6 баллов остаточный лед;
- в Чукотском море:
- массив дрейфующих льдов сохранятся в западной части акватории,
- в северной части массива сплоченность остаточных льдов не превышает 7-8 баллов, началось ледообразование — наблюдаются нилас и начальные виды льда,
- в районе острова Врангеля и в проливе Лонга ледообразование не происходит, сплоченность льдов до 4-6 баллов,
- в центральной части пролива отмечаются отдельные пятна сплоченного льда (7-8 баллов), в южной половине — открытая вода,
- на остальной акватории моря и в Беринговом проливе чисто, за исключением небольшого пятна разреженного льда западнее мыса Барроу.
- санкционные ограничения не позволили получить суда необходимого ледового класса, построенные на южнокорейской верфи;
- в транспортную стратегию проекта Арктик СПГ-2 был заложен переход к круглогодичной навигации в восточном секторе СМП.