USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
2517

bp и Eni обнаружили загрязнение хлорорганикой нефти, поступающей из Азербайджана

В переработку эту нефть Eni взять рискнула, но для НПЗ в Тунисе.

bp и Eni обнаружили загрязнение хлорорганикой нефти, поступающей из Азербайджана

Источник: bp

Москва, 24 июл - ИА Neftegaz.RU. bp и Eni сообщили о возможных проблемах с загрязнением хлорорганическими соединениями (ХОС) некоторых партий нефти из Азербайджана, поставленных по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД - Baku - Tbilisi - Ceyhan, BTC).
Об этом 23 июля 2025 г. сообщили Bloomberg и Reuters.

ХОС в БТД

По сообщению bp, приводимому изданиями:
  • компания BTC Co. [владелец МНП БТД, bp владеет в компании 30,1% - прим. ред.] была проинформирована о потенциальной проблеме с качеством, связанной с содержанием органических хлоридов в некоторых партиях смеси BTC,
  • в настоящее время компания BTC Co. проводит оценку качества нефти на всех объектах, расположенных вдоль трубопровода,
  • хотя оценочные мероприятия еще не завершились, погрузка нефти в порту Джейхан продолжается,
  • отгрузка идет из резервуаров, которые уже были проверены,
  • экспорт нефти по МНП БТД также продолжается.

Bloomberg также приводит заявление Eni, согласно которому компания обнаружила загрязненную нефть в ходе внутренних испытаний.
Компания заверила, что нефть, уже поступающая в ее системы, будет перерабатываться надлежащим образом без риска для окружающей среды, здоровья или безопасности.

Объем загрязненных ХОС партий нефти сорта Azeri Light, содержание хлорорганики и потенциальные источники загрязнения не уточняются.
Напомним, что хлорорганика используется при добыче нефти как деэмульгаторы и ингибиторы коррозии, а также для повышения нефтеотдачи на обводненных месторождениях.
При нефтепереработке повышенное содержание ХОС в нефти представляет серьезную опасность, т.к. может привести к выходу из строя оборудования блоков предварительной гидроочистки сырья установок риформинга, гидроочистки реактивного и дизельного топлива из-за образования хлористого водорода (HCl) в процессе их гидрирования.

Вероятно, с этой проблемой столкнулась Eni, но информации о том, насколько она масштабна, нет.
Однако, предположительно, компания решила воспользоваться упавшими ценами на азербайджанскую нефть (по данным трейдеров, на этой неделе 2 партии Azeri Light были проданы по самой низкой цене с 2020 г.) и взять ее в переработку на НПЗ за пределами Италии.
Так, первый танкер, который принял партию нефти на терминале Джейхан после нескольких дней паузы, направился в Тунис.
Отгрузки возобновились 23 июля, под погрузку встал танкер Searanger типоразмера Aframax, который уже отбыл из Джейхана и следует в порт Бизерта в Тунисе, куда должен прибыть 28 июля.
В Бизерте расположен нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Bizerte Refinery компании Eni мощностью 35 тыс. барр./сутки.

МНП БТД

МНП БТД проходит от терминала Сангачал, расположенного недалеко от г. Баку, через Азербайджан и Грузию в порт Джейхан на средиземноморском побережье Турции.
Основные параметры:
  • общая протяженность - 1768 км (443 км в Азербайджане, 249 км в Грузии и 1076 км в Турции),
  • диаметр - 42 дюйма на большей части территории Азербайджана и Турции, 46 дюймов в Грузии и 34 дюйма на финальном отрезке в Турции.
  • пропускная способность - 1,2 млн барр./сутки (свыше 50 млн т/год),
  • фактическая загрузка на 2024 г. - 610 тыс. барр./сутки (29 млн т за год),
  • количество нефтеперекачивающих станций (НПС) - 8 (2 в Азербайджане, 2 в Грузии, 4 в Турции),
  • другая инфраструктура - 1 станция снижения давления, 2 промежуточные станции очистки от отложений, 101 запорный клапан.

МНП БТД введен в эксплуатацию в июне 2006 г.
По нему для экспорта через порт Джейхан поставляется нефть с блока Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) и газовый конденсат с месторождения Шах-Дениз в Азербайджане.
Также на Сангачальском терминале принимается поставляемая танкерами через Каспийское море нефть из Казахстана (месторождения Тенгиз и Кашаган) и Туркменистана, которая также сдается в МНП БТД.

ХОС в Дружбе

Ранее поставки нефти с повышенным содержанием ХОС оказывали значительное влияние на рынок.
Самый громкий инцидент произошел в 2019 г. на МНП Дружба, когда загрязнение нефти привело к остановке поставок нефти по этому маршруту более чем на месяц:
  • в апреле 2019 г. в МНП Дружба попала загрязненная ХОС нефть, что остановило прокачку российской нефти через Белоруссию в европейском направлении - с 25 апреля по северной нитке (через Польшу в Германию), с 26 апреля по южной нитке (через Украину в Венгрию и Хорватию и в Словакию и Чехию),
  • мероприятия по очистке МНП Дружба позволили возобновить прокачку чистой нефти по южной нитке к концу мая 2019 г.,
  • по северной нитке чистая нефть пошла чуть позже - в Польшу с 9 июня, в Германию - 17 июня 2019 г.,
  • в полном объеме поставки по Дружбе возобновились с 1 июля 2019 г.
Напомним, что на текущий момент поставки в большинство европейских стран российской нефти по МНП Дружба заблокированы санкциями ЕС (исключения сохраняют Венгрия и Словакия, а Германия получает казахстанскую нефть).

В результате инцидента 2019 г. хлорорганикой было загрязнено около 4,3 млн т нефти (порядка 2% от общего годового объема экспорта по МНП Дружба), в т.ч.:
  • более 1 млн т загрязненной нефти было отгружено через порт Усть-Луга,
  • по северной нитке МНП Дружба в Польшу и частично Германию ушло 690 тыс. т нефти,
  • по южной нитке МНП Дружба в Венгрию, Словакию и Чехию - 700 тыс. т.

В Белоруссии загрязнение нефти ХОС привело к поломкам на установках НПЗ, но в др. странах проблем удалось избежать.
Компенсации пострадавшим грузоотправителям Транснефть выплачивала из собственных средств, а с Роснефтью вопрос до сих пор не урегулирован полностью.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram