Об этом в интервью РИА Новости заявил посол РФ в Дании В. Барбин.
Свобода судоходства в Балтийском море
В. Барбин напомнил, что свобода судоходства и беспрепятственный проход судов через Балтийские (Датские) проливы гарантированы действующими нормами международного права и соответствующими юридическими обязательствами Дании.Тезисы от В. Барбина:
- Россия с опорой на международное право будет осуществлять защиту своих интересов в Балтийском море,
- любые начинания по нанесению ущерба интересам России, в т.ч. экономическим, встречали и будут встречать решительный отпор,
- попытки пиратства в открытом море в отношении танкеров с российской нефтью будут пресекаться.
Подробнее политику стран НАТО по ограничению судоходства в Балтийском море прокомментировал посол в РФ в Норвегии Н. Корчунов, который также дал интервью РИА Новости.
Тезисы от Н. Корчунова:
- отмечаем целенаправленную линию стран НАТО на ограничение свободы судоходства в регионе, запуск в этих целях под предлогом, в т.ч., угроз подводной инфраструктуре, миссии альянса «Балтийский часовой», которая сопровождается усилением действующей в открытом море группировки ВМС,
- в результате этого значительно осложнилась военно-политическая обстановка в регионе и усилились риски возможной эскалации и конфликтности,
- очевидно, что в нынешних условиях силы и средства Балтийского флота и иных силовых структур РФ в регионе Балтийского моря являются важным фактором обеспечения свободы судоходства как в интересах России, так и третьих стран,
- 17й пакет санкций ЕС направлен против морских судов, отнесенных ЕС к т.н. теневому флоту, якобы имеющему отношение к России, но речь идет главным образом о судах, которые принадлежат компаниям из стран Глобального Юга и ходят под их флагами,
- это указывает на стремление западных стран сохранить контроль над глобальными морскими маршрутами, использовать административные и силовые рычаги в интересах своих перевозчиков,
- подобные действия лишь снижают доверие к морским операторам из стран Запада, вызывают фрагментацию морской мировой транспортной системы, нарушают устойчивость цепочек поставок и ведут к нарастанию экологических и гуманитарных рисков,
- складывается опасная тенденция к фактическому ограничению доступа стран Глобального Юга к международной торговле, в т.ч. в востребованном, высокомаржинальном сегменте перевозок нефти, природного газа и угля,
- в условиях, когда спрос на энергоресурсы превышает предложение, такие ограничения способны нанести удар по экономической устойчивости и энергобезопасности целых регионов,
- на этом фоне весьма нелепо выглядят заявления западных стран о важности оказания помощи развивающемуся миру, который Запад пытается лишить качественных и конкурентоспособных товаров, возможности получения дохода, крайне необходимого для решения социально-экономических вопросов, а также - в случае с поставками СПГ - незатратного энергоперехода к низкоэмиссионной экономике и, соответственно - выполнению целей Парижского соглашения по климату.
Напомним, что ранее в Балтийском море произошла серия задержания танкеров, следовавших в/из российских портов на Балтике.
Особенно ярко выступила Эстония и именно в ее адрес последовали ответные действия России, что несколько снизило активность стран НАТО.
Среди наиболее громких попыток задержания танкеров:
- Финляндия в декабре 2024 г. задержала танкер Eagle S под флагом Островов Кука, следовавший из порта Санкт-Петербург, заподозрив его в причастности к теневому флоту и повреждению энергетического кабеля EstLink 2. Судно было отпущено с грузом 2 марта 2025 г.;
- Германия в марте 2025 г. связала танкер Eventin под флагом Панамы с российским теневым флотом и задержала его на пути из порта Усть-Луга. Нефть была конфискована (на борту судна было почти 100 тыс. т нефти стоимостью примерно 40 млн евро, но была ли нефть уже собственностью покупателя, неизвестно). Судно остается на якорной стоянке порта Мукран, причем его флаг был сменен на немецкий;
- Эстония 11 апреля 2025 г. задержала танкер Kiwala под флагом Джибути, следовавший в порт Усть-Луга. Дептранс Эстонии обнаружил на судне 40 нарушений (в т.ч. отсутствие действующего сертификата, отозванный флаг Джибути, отсутствие страховки и санкции ЕС, Великобритании, Канады и Швейцарии), но через 2 недели танкер был отпущен, поскольку в ходе повторной проверки ведомство его состоянием удовлетворилось;
- Эстония 14 мая 2025 г. попыталась повторить захват - попытка задержания танкера Jaguar под флагом Габона, шедшего в Приморск. Тогда ВМС Эстонии и авиация НАТО пытались вынудить судно войти в территориальные воды Эстонии для задержания, но танкер не ушел из международных вод, и, ускорившись, ушел в российские воды у о-ва Гогланд (после инцидента Jaguar сменил имя на Argent и уже под ним попал в 17й пакет санкций ЕС, введенный 20 мая);
- Россия ответила 18 мая - танкер Green Admire, следовавший из эстонского порта Силламяэ в порт Роттердам был задержан в территориальных водах России и и был направлен все к тому же о-ву Гогланд.
Отпущено судно было 20 мая, но Эстония обвинила Россию в непредсказуемости и демонстративно предписала направлять суда через свои территориальные воды, несмотря на риски, связанные с мелководьем.
Россия неоднократно давала понять, что свобода судоходства для нее принципиальный момент, а попытки его ограничения будут пресекаться.
В конце мая 2025 г. помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Н. Патрушев, сообщил, что В. Путин поддержал выработанные коллегией предложения по реагированию на попытки Запада ограничить судоходство в Балтийском море.
Также Н. Патрушев отметил, что Балтийский флот, укрепляя свои позиции, надежно обеспечивает безопасность судоходства, пресекает провокации военно-морских сил недружественных государств.
Что с Северными потоками?
Также В. Барбин прокомментировал позицию Дании в отношении расследования взрывов на магистральных газопроводах (МГП) Северный поток-1 и Северный поток-2.Тезисы от В. Барбина:
- в Дании стараются не вспоминать о судьбе расследований взрывов газопроводов системы Северный поток,
- национальное расследование закрыто,
- проведению международного расследования под эгидой ООН Копенгаген решительно воспротивился.
В ИЭЗ Швеции и Дании в районе о-ва Борнхольм были обнаружены 4 утечки газа.
3 точки утечки были зафиксированы к северо-востоку от о. Борнхольм, в районе, где 4 нитки МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 проходят близко друг к другу.
4я точка утечки расположена в 80 км к юго-западу от других 3 утечек в ИЭЗ Дании, практически на границе с территориальными водами, в этом районе проходит только МГП Северный поток-2
.
Повреждения получили обе нитки МГП Северный поток-1, и одна из ниток (Line A) МГП Северный поток-2.
Осмотр места взрыва в ИЭЗ Швеции показал, что на морском дне имеются 2 кратера техногенного характера глубиной от 3 до 5 м на расстоянии около 248 м друг от друга.
Участок трубы между кратерами полностью разрушен, вырванный кусок трубы длиной 40 м отбросило на 40 м в сторону МГП Северный поток-2, который тоже был поврежден взрывом и осколками трубы.
Line B МГП Северный поток-2 давление сохранила и потенциально остается работоспособной.
Расследование взрывов вели Швеция, Дания и Германия, но первые две страны не определили виновников и свернули расследование.
Германия расследование продолжает, сосредоточившись на версии о подрыве МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 украинскими дайверами, которые используя не очень подходящую яхту Андромеда могли установить взрывные устройства нитках газопроводов.
Российская сторона, не допущенная к расследованию, считает версию об украинском следе в подрыве Северных потоков несостоятельной и прямо возлагает ответственность за взрывы на США и их союзников.






