Об этом 3 июня 2025 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, но пожелавшие остаться неизвестными.
Хаб на паузе?
По данным издания:- идея создания Турецкого газового хаба исходила не от Газпрома и, возможно, зародилась в политических кругах, близких к Кремлю, но экспортное подразделение компании активно работало над этим планом,
- предложение также нашло поддержку в Турции, которая стремится стать региональным центром торговли газом с собственным ценовым индексом,
- однако проект не продвинулся,
- проект столкнулся со значительными трудностями, в т.ч. из-за ограниченной пропускной способности газопроводов, ведущих из Турции в Грецию и Болгарию, не позволяющей обеспечить значительные дополнительные поставки,
- изначально Турция планировала самостоятельно продавать газ, поставляемый в хаб, а Газпром выступал бы только в качестве поставщика, но российская сторона не хотела предоставлять Турции такой большой контроль,
- в свою очередь, Турция не хотела, чтобы Газпром продавал газ совместно с другими компаниями, ограничивая влияние России на хаб,
- после нескольких месяцев рассмотрения вариантов Газпром пришел к выводу, проект Турецкого газового хаба нецелесообразен и в значительной степени приостановил работу,
- руководство Газпрома уже давно перестало обсуждать турецкий хаб как внутри компании, так и на встречах с представителями правительства РФ,
- отказ от проекта не повлияет на текущие отношения Газпрома с Турцией, которая остается одним из крупнейших покупателей его газа.
Проект Турецкого газового хаба, действительно, выпал из поля внимания общественности с октября 2024 г.
Тогда на пленарном заседании ПМГФ глава Минэнерго Турции А. Байрактар сообщил, что ожидает существенного прогресса по газовому хабу в ближайшие несколько месяцев.
По словам министра, Центр торговли газом в рамках проекта международного газового хаба с участием турецкой BOTAS и Газпрома будет создан в 2025 г., но больше никакой конкретики не последовало.
Такое молчание может свидетельствовать как о снижении интереса к проекту, о котором пишет Bloomberg, так и о приближении переговоров к финальной фазе, которая требует максимальной тишины в медиапространстве.
Интерес проекту есть у обеих сторон.
Турция стремится стать региональным энергетическим хабом, готовя свою инфраструктуру (в т.ч. ПХГ), заключая с соглашения с различными поставщиками газа (в т.ч. СПГ) и развивая собственную добычу газа.
Россия заинтересована в обезличивании своего газа через Турецкий газовый хаб, что позволит вывести поставки в Европу из-под представленной недавно ЕК дорожной карты плана REPowerEU, предусматривающей отказ от российского газа до конца 2027 г.
Главным ограничением для проекта является нехватка принимающих газотранспортных мощностей в ЕС, строительство которых ЕК категорически не поддерживает, поскольку до 2050 г. ЕС намерен вообще отказаться от ископаемого топлива.
О Турецком газовом хабе
Предложение о создании Турецкого газового хаба президент РФ В. Путин озвучил в октябре 2022 г. в ходе РЭН-2022.Президент Турции Р. Эрдоган выразил удовлетворение предложением В. Путина и анонсировал начало необходимых технических, юридических и коммерческих оценок проекта для скорейшего достижения общих целей.
Поставки газа для формирования обеспечат мощности существующих российских магистральных газопроводов (МГП Турецкий поток и Голубой поток), газ других поставщиков (Алжир, Катар, Иран, Азербайджан, Оман, Туркменистан), а также газ с турецких месторождений на шельфе Черного моря.
Потенциальные объемы природного газа, поставляемого через этот хаб, могут составлять 40-45 млрд м3/год, в случае, если будут достигнуты договоренности с покупателями в Европе.
Первоначально планируется создание электронной торговой площадки.
В дальнейшем проект может быть расширен по мере подключения к нему других поставщиков газа и обеспечения мощностей для хранения в Турции.
Р. Эрдоган ранее говорил, что финансовый центр в районе Аташехир в г. Стамбуле станет международным центром спотовой торговли природным газом и др. энергоресурсами.
В июне 2024 г. А. Байрактар заявил о планах по созданию операционной компанию в Стамбульском финансовом центре в партнерстве с BOTAŞ и Газпромом.
Параллельно министр начал продвигать потенциал Турции как поставщика газа для всей Европы, придумав даже новый бренд по аналогии с нефтью - Turkish Blend, который будет включать смесь газа из различных источников.