Об этом сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Аналитики отмечают:
- фрахтователи стали отказываться от танкеров, которые попали под ограничения;
- из 189 нефтеналивных танкеров приблизительно 50 уже были под санкциями США.
По данным ЦЦИ:
- за неделю к 23 мая 2025 г. перевозка нефти танкерами Aframax дедвейтом 100 тыс. т из Балтики в Турцию стала дороже на 22,6% к предыдущей неделе, до 5,2 долл. США/барр.,
- в Индию - на 10,1-11,1%, до 8,3-9 долл. США/барр.,
- в Китай - на 2,6%, до 11 долл. США/барр.;
- стоимость доставки танкерами такого класса из Новороссийска в Индию за неделю повысилась на 7,7–7,9%, до 6,6–7,4 долл. США/барр.,
- в Китай - на 5,1%, до 9,7 долл. США/барр.,
- ставки фрахта в Турцию остались на уровне 2,9 долл. США/барр.;
- цены на транспортировку нефти из Козьмино в Китай повысились на 2,3%, до 3 долл. США/барр.;
- еще большая динамика наблюдается в стоимости фрахта танкерами Suezmax дедвейтом 135 тыс. т:
- ставки на перевозку нефти из Новороссийска в Индию и Китай на таких судах выросли за неделю на 30% и 33,3%, до 6,2-8,2 долл. США/барр. соответственно.

Эксперт Финансового университета при правительстве России И. Юшков полагает, что основная причина увеличения фрахтовых ставок не сам факт санкций, а вероятность задержания или ареста танкеров, даже кратковременного.
Тезисы И. Юшкова:
- для судовладельцев это становится угрозой, которая может привести к простоям и финансовым потерям;
- видимо, реализует стратегию давления:
- сначала вводит массовые ограничения против танкеров,
- затем тестирует механизм ареста судов,
- впоследствии может попытаться ограничить проход через датские проливы для танкеров, не соблюдающих ценовой потолок;
- эти факторы и провоцируют рост ставок, особенно в Балтике.
С 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Старший аналитик ЦЦИ А. Политов отмечает, что на прошлой неделе ставки увеличились в моменте, но к ее концу началась плавная коррекция.
К середине текущей недели, по его словам, сделки на перевозку нефти из РФ регистрируются примерно на уровне конца прошлой недели - приблизительно 8-9,5 долл. США/барр. из Балтики до Индии в зависимости от порта прибытия.
А. Политов добавил, что настроения судовладельцев не очень агрессивные, т.к. предложение грузов остается стабильным.
По данным ЦЦИ:
- загрузка российских портов нефтью из РФ 19-25 мая увеличилась на 3,1% неделя к неделе, до 438 тыс. т/сутки;
- наибольший прирост показали балтийские порты, загрузка которых выросла на 20%, до 216 тыс. т/сутки.
- увеличение загрузки в Балтике связано со стабильным спросом на российскую нефть Urals;
- так, например, Турция в мае в 2 раза увеличила импорт нефти относительно марта,
- основные объемы поставок Urals в Турцию идут как раз из балтийских портов;
- интерес со стороны покупателей к Urals можно объяснить ценами, которые находятся ниже отметки 60 долл. США/барр.
ЦЦИ также прогнозирует, что по итогам мая морской экспорт российской нефти будет на уровне чуть выше апреля - приблизительно 13,6 млн т.
Санкции ЕС
Напомним, 20 мая 2025 г. стало известно, что ЕС ввел 17й пакет санкций против России, в который вошли ограничения против 75 физических и юридических лиц, в т.ч. Сургутнефтегаза.Евросоюз также значительно расширил свой санкционный список против судов, которые обеспечивают транспортировку российской нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ) или способствуют функционированию энергетического сектора России.
Под санкции попали 189 судов, в т.ч.:
- 183 нефтеналивных танкера или танкера-продуктовоза,
- 3 танкера-газовоза СПГ - суда серии North: North Moon, North Ocean и North Light (флаг Мальты), которые подозреваются в работе на проекте Арктик СПГ-2.
- 2 судна-тяжеловоза - Nan Feng Zhi Xing (флаг Гайаны) и Ocean 28 (флаг Панамы), ранее перевозившие модули для СПГ-завода Арктик СПГ-2,
- 1 дноуглубительное судно - драга Tong Yuan (флаг Китая).
В списке танкеров, попавших под санкции, в основном суда не под российским флагом, которые Европейский Союз относит к т.н. теневому флоту.
Среди них малоизвестные названия судов, многие из них недавно менялись.
- Koala (флаг Антигуа и Барбуда), пострадавшая в порту Усть-Луга от взрыва в машинном отделении в феврале 2025 г.,
- Eagle S (флаг Островов Кука), задержанный Финляндией по подозрению в повреждении энергетического кабеля EstLink 2 в декабре 2024 г.,
- Kiwala (флаг Джибути, по утверждению Эстонии, отозванный), задержанный Эстонией по подозрению к причастности к теневому флоту, но отпущенный в конце апреля,
- Argent (бывший Jaguar, флаг до переименования - Габон), сумевший уйти от попытки задержания эстонскими ВМС 14 мая.