USD 80.7498

0

EUR 93.6274

0

Brent 67.73

0

Природный газ 2.698

0

4 мин
0

Перевозка российской нефти подорожала после новых санкций ЕС

Аналитики отмечают, что фрахтователи стали отказываться от танкеров, которые попали под ограничения.

Перевозка российской нефти подорожала после новых санкций ЕС

Москва, 29 мая - ИА. Neftegaz.RU. Введение Евросоюзом 20 мая 2025 г. санкций в отношении 189 танкеров, большинство из которых транспортируют нефть и нефтепродукты из России, привело к повышению ставок на перевозку сырья в Балтике и Черном море.
Об этом сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ).

Аналитики отмечают:
  • фрахтователи стали отказываться от танкеров, которые попали под ограничения;
  • из 189 нефтеналивных танкеров приблизительно 50 уже были под санкциями США.

По данным ЦЦИ:
  • за неделю к 23 мая 2025 г. перевозка нефти танкерами Aframax дедвейтом 100 тыс. т из Балтики в Турцию стала дороже на 22,6% к предыдущей неделе, до 5,2 долл. США/барр.,
    • в Индию - на 10,1-11,1%, до 8,3-9 долл. США/барр.,
    • в Китай - на 2,6%, до 11 долл. США/барр.;
  • стоимость доставки танкерами такого класса из Новороссийска в Индию за неделю повысилась на 7,7–7,9%, до 6,6–7,4 долл. США/барр.,
    • в Китай - на 5,1%, до 9,7 долл. США/барр.,
    • ставки фрахта в Турцию остались на уровне 2,9 долл. США/барр.;
  • цены на транспортировку нефти из Козьмино в Китай повысились на 2,3%, до 3 долл. США/барр.;
  • еще большая динамика наблюдается в стоимости фрахта танкерами Suezmax дедвейтом 135 тыс. т:
    • ставки на перевозку нефти из Новороссийска в Индию и Китай на таких судах выросли за неделю на 30% и 33,3%, до 6,2-8,2 долл. США/барр. соответственно.
1_2025d094-07-01.jpg
Эксперт Финансового университета при правительстве России И. Юшков полагает, что основная причина увеличения фрахтовых ставок не сам факт санкций, а вероятность задержания или ареста танкеров, даже кратковременного.

Тезисы И. Юшкова:
  • для судовладельцев это становится угрозой, которая может привести к простоям и финансовым потерям;
  • видимо, реализует стратегию давления:
    • сначала вводит массовые ограничения против танкеров,
    • затем тестирует механизм ареста судов,
    • впоследствии может попытаться ограничить проход через датские проливы для танкеров, не соблюдающих ценовой потолок;
  • эти факторы и провоцируют рост ставок, особенно в Балтике.
Напомним, потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) 5 декабря 2022 г. синхронно с эмбарго ЕС.
С 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.

Старший аналитик ЦЦИ А. Политов отмечает, что на прошлой неделе ставки увеличились в моменте, но к ее концу началась плавная коррекция.
К середине текущей недели, по его словам, сделки на перевозку нефти из РФ регистрируются примерно на уровне конца прошлой недели - приблизительно 8-9,5 долл. США/барр. из Балтики до Индии в зависимости от порта прибытия.
А. Политов добавил, что настроения судовладельцев не очень агрессивные, т.к. предложение грузов остается стабильным.

По данным ЦЦИ:
  • загрузка российских портов нефтью из РФ 19-25 мая увеличилась на 3,1% неделя к неделе, до 438 тыс. т/сутки;
  • наибольший прирост показали балтийские порты, загрузка которых выросла на 20%, до 216 тыс. т/сутки.
Тезисы А. Политова:
  • увеличение загрузки в Балтике связано со стабильным спросом на российскую нефть Urals;
  • так, например, Турция в мае в 2 раза увеличила импорт нефти относительно марта,
    • основные объемы поставок Urals в Турцию идут как раз из балтийских портов;
  • интерес со стороны покупателей к Urals можно объяснить ценами, которые находятся ниже отметки 60 долл. США/барр.
По оценкам ЦЦИ, в начале этой недели цена Urals в портах колебалась в районе 53 долл. США/барр. против около 65 долл. США/барр. в январе.
ЦЦИ также прогнозирует, что по итогам мая морской экспорт российской нефти будет на уровне чуть выше апреля - приблизительно 13,6 млн т.

Санкции ЕС

Напомним, 20 мая 2025 г. стало известно, что ЕС ввел 17й пакет санкций против России, в который вошли ограничения против 75 физических и юридических лиц, в т.ч. Сургутнефтегаза.

Евросоюз также значительно расширил свой санкционный список против судов, которые обеспечивают транспортировку российской нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ) или способствуют функционированию энергетического сектора России.

Под санкции попали 189 судов, в т.ч.:
  • 183 нефтеналивных танкера или танкера-продуктовоза,
  • 3 танкера-газовоза СПГ - суда серии North: North Moon, North Ocean и North Light (флаг Мальты), которые подозреваются в работе на проекте Арктик СПГ-2.
  • 2 судна-тяжеловоза - Nan Feng Zhi Xing (флаг Гайаны) и Ocean 28 (флаг Панамы), ранее перевозившие модули для СПГ-завода Арктик СПГ-2,
  • 1 дноуглубительное судно - драга Tong Yuan (флаг Китая).
В результате общее число судов, оказавшихся под санкциями ЕС в связи с Россией, достигло 342.

В списке танкеров, попавших под санкции, в основном суда не под российским флагом, которые Европейский Союз относит к т.н. теневому флоту.
Среди них малоизвестные названия судов, многие из них недавно менялись.

Из известных танкеров:
  • Koala (флаг Антигуа и Барбуда), пострадавшая в порту Усть-Луга от взрыва в машинном отделении в феврале 2025 г.,
  • Eagle S (флаг Островов Кука), задержанный Финляндией по подозрению в повреждении энергетического кабеля EstLink 2 в декабре 2024 г.,
  • Kiwala (флаг Джибути, по утверждению Эстонии, отозванный), задержанный Эстонией по подозрению к причастности к теневому флоту, но отпущенный в конце апреля,
  • Argent (бывший Jaguar, флаг до переименования - Габон), сумевший уйти от попытки задержания эстонскими ВМС 14 мая.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram