Об этом свидетельствуют сервисы отслеживания судов.
По пути следования суда заходили в порт г. Владивостока для бункеровки и продолжили движение к Берингову проливу со скоростью до 11 узлов.
Период летней навигации по СМП заканчивается в октябре.
Доставка груза для Арктик СПГ 2 планировалась заранее.
Однако ныне ледовая ситуация гораздо хуже последних лет:
- в восточной части СМП сохранился остаточный зимний лед;
- это привело к раннему началу образования льда, особенно в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском.
Это на 2 недели раньше обычного графика.
Судам типа Hunter Star и Nan Feng Zhi Xing, которые имеют малый ледовый класс Ice1, разрешено быть на трассе СМП до 20 октября, но 2 недель может не хватить, чтобы доставить модули на Арктик СПГ 2.
Очевидно, что, понимая это, Атомфлот готовит ледоколы для проводки судов-тяжеловесов, если полыньи закроются.
В любом случае, доставка крупногабаритных конструкций по СМП в октябре - это будет новый рекорд.
Электростанция для 2 линии Арктик СПГ 2
Суда перевозят береговую электростанцию для 2й линии (train) .Модули 2й линии в августе 2024 г. уже доставлены к месту установки, но без электростанции не могут быть введены в эксплуатацию.
Каждая линия сжижения включает 1 модуль трансформаторной подстанции (ПС) 220 кВ для связи с береговой Электростанцией.
США пытались запретить судам перевозить материалы для находящегося под неправовыми санкциями с ноября 2023 г. проекта Арктик СПГ 2, пытаясь уничтожить проект.
По проекту для управления процессом сжижения должны были устанавливаться турбины американской Baker Hughes.
После отказа Baker Hughes от участия в проекте, НОВАТЭК сделал технологические изменения в проекте для использования китайского оборудования.
Есть нюанс.
Береговая электростанция мощностью 1,5 ГВт с использованием оборудования китайской Harbin Guangham Gas Turbine для 2 линии была построена на верфи Zhoushan Wison Offshore & Marine в г. Чжоушане в период с конца 2022 г. - лето 2024 г.
Чтобы не попасть под санкции Wison New Energies еще летом 2024 г. объявила о продаже доли участия в верфи в г. Чжоушане.
Очевидно, что это сделано на период санкций Запада, и компания сохранила теневой контроль над верфью.
При этом, Wison New Energies не попала под санкции Запада и сохранила коммерческие возможности с западными компаниями.
Очередной рекордный рейс по СМП
Построенную на верфи электростанцию несколько недель загружали на борт 3 большегрузных судов - палубных транспортировщиков: Ocean 28, Hunter Star и Nan Feng Zhi Xing.Китайские суда -тяжеловозы ранее уже впервые доставляли технологические модули из Китая по Северному Морскому Пути (СМП), но это было в августе, в самой середине навигации, когда даже Айонский ледовый массив отступал на север в Восточно-Сибирском море, открывая полынью.
В 2021 г. норвежское судно - тяжеловоз ледового класса ice2 доставило 2 китайских модуля для 1 линии Арктик СПГ 2 в середине сентября, тоже удалось пройти по открытой воде СМП, но под присмотром ледоколов.
Сейчас караван судов -тяжеловесов пытается доставить модули электростанции в самом конце навигации - в октябре.
Для проекта очень важно доставить этот груз до начала зимы.
И для Китая, и для России - это вызов, поскольку остались считанные дни для возможности прохода по СМП конвенциальных судов или судов малого ледового класса.
Открытой воды, вероятно, уже не будет.
Есть другой риск.
Wison New Energies однажды летом 2024 г. уже останавливала доставку модулей Арктик СПГ 2 из-за вероятности попадания под санкции.
Забрав с верфи 2 модуля 3-TMR-001 и 3-TMR-002 в марте 2024 г., судно Wei Xiao Tian Shi после почти 3 месяцев плавания и почти дойдя до г. Мурманска, у берегов Норвегии было отозвано всего за несколько дней до доставки модуля в Россию.