Об этом заявил министр иностранных дел Дании Л. Расмуссен.
Тезисы Л. Расмуссена
- Дания собрала группу стран-союзников, оценивающих меры, направленные против теневого флота,
- в переговорах участвовали страны Балтийского региона и члены Европейского Союза;
- существует широкий консенсус в отношении того, что теневой флот - это международная проблема и требуются международные решения;
- важно, чтобы любые новые меры можно было реализовать на практике и чтобы они были юридически обоснованными с точки зрения международного права.
Отмечается, что Дания обеспокоена тем, что старые танкеры, перевозящие, по утверждению Копенгагена, российскую нефть для обхода западных ограничительных мер, представляют потенциальную угрозу окружающей среде в регионе.
Ранее Financial Times со ссылкой на 3х человек, знакомых с переговорами в Брюсселе, сообщил, что Дания, согласно новым планам ЕС, будет проверять и, вероятно, блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды.
Посол России в Копенгагене В. Барбин заявлял в интервью РИА Новости, что Дания должна понимать, что планы блокировать проход танкеров с российской нефтью в датских проливах нарушают международное право.
Официальный представитель МИД РФ М. Захарова ранее заявляла, что Дания нарушит международные договоренности, если будет останавливать и проверять танкеры из России.
Глава МИД Великобритании Д. Кэмерон в интервью газете Corriere della Sera предложил задерживать танкеры, перевозящие российскую нефть, и блокировать их в итальянских портах.
14 июня 2024 г. Bloomberg со ссылкой на проект заявления по итогам Саммита G7 сообщил, что страны Большой семерки готовятся ужесточить контроль за соблюдением потолка (price cup) на российскую нефть, препятствовать будущим энергетическим проектам России и сократить доходы от металлов.
В частности, речь шла об активизации действий против российского теневого флота.
По мнению представителей стран-участниц ЕС, подобные меры приведут к появлению новых способов обхода санкций.
Это, в свою очередь, увеличит риски возникновения аварий на борту танкеров и потенциально нанесет вред всему судоходству, но не поможет странам ЕС достичь тех целей, которые ни перед собой ставят.
Россия использует теневой флот для обхода установленного Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) потолка цен на перевозимые морем российскую нефть и нефтепродукты (100 долл. США/барр. для премиальных нефтепродуктов и 45 долл. США/барр. для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти).
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
В декабре 2023 г. коалиция изменила механизм контроля за соблюдением потолком цен на российскую нефть, в т.ч. расширила требования о наличии сертификатов и обмене информацией между участниками цепочек поставок о стоимости российской нефти.
17 апреля 2024 г. министры финансов и главы центробанков стран G7 договорились продолжать санкционное давление на Россию, в т.ч. принимать меры для борьбы с попытками обхода потолка цен.
Автор: А. Гончаренко