Об этом сообщили в Минэнерго РФ по итогам пленарного совещания российско - боливийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Первый замминистра энергетики РФ, сопредседатель комиссии П. Сорокин:
- подчеркнул важность дружественных связей с Боливией;
- отметил, что Минэнерго РФ рассматривают Боливию как потенциального торгового и экономического партнера в Латинской Америке;
- в 2023 г., когда страны отметили 125-летие установления дипломатических отношений, оборот товаров между Россией и Боливией достиг рекордного уровня.
- экспорт моторного топлива и природного газа из России,
- участие РФ в развитии ГТС Боливии,
- совместная работа в области электроэнергетики, атомных технологий и систем хранения энергии.
Развитие ГТС Боливии
Когда -то в Боливии добывали много природного газа, экспортируя его в Аргентину и Бразилию.В Аргентине разведали гигантское месторождение Vaca Muerta еще в 1931 г.
Но только в последнее время добыча сланцевых углеводородов (нефти и газа низкопроницаемых коллекторов) в объеме16 млрд барр нефти и 8,7 трлн м3 газа на месторождении стала рентабельной, сделав Аргентину самодостаточной в части нефти и газа.
В Бразилии тоже все неплохо: разведаны гигантские запасы нефти.
Но с ресурсами природного газа там все гораздо хуже - нехватка продолжается.
Вот и было решено организовать реверсные поставки аргентинского газа по Северному газопроводу из Аргентины в Бразилию, а пропускную мощность МГП Боливия - Бразилия нарастить.
Ранее это было неактуально, поскольку добыча природного газа в Боливии стремительно падала в 2023 г.
На фоне дефицита средств в Боливии сейчас актуальна задача модернизации боливийских участков газопроводов: Боливия - Аргентина и Боливия - Бразилия с целью организации транзита сланцевого газа из Аргентины в Бразилию.
Но нужно сказать, что следует поторопиться, поскольку Парагвай предложил свою территорию, чтобы напрямую из Аргентины поставить природный газ в Бразилию через парагвайскую территорию.
Но это газопровод нужно строить сначала, а боливийский маршрут можно модернизировать, что существенно дешевле.
Сначала об Аргентине
Придя к власти в Аргентине, Х. Милей дерзко остановил:- строительство компрессорных станций (КС), необходимых для увеличения в 2 раза пропускной мощности 1го участка МГП им. Н. Киршнера;
- строительство 2го этапа маршрута до г. Сан-Херонимо в штате Санта-Фе, откуда недалеко до г. Санта - Фе, где заканчивался Северный газопровод из Боливии.
- модернизацию МГП Северного газопровода в части реверсного использования.
Однако благодаря реверсу МГП Северный газопровод штат мог сэкономить около 3 млрд долларов, а бюджет проекта составлял 700 млн долларов.
Решения Х. Милея понравились не всем.
И вот 27 мая 2024 г. Национальный орган регулирования газа (Enargas) в Аргентине разрешил Energía Argentina SA (Enarsa) и Transportadora de Gas del Norte SA (TGN) начать отложенный проект реверса Северного газопровода.
Подробности проекта:
- объем реверса - до 19 млн м3/сутки;
- возможность работы в 2 направлениях, обеспечивая универсальность и гарантируя поставки в том направлении, в котором это необходимо.
Тогда же в резолюции № 67/22 были объявлены представляющими национальный общественный интерес:
- строительство магистрального газопровода (МГП) им. президента Н. Киршнера;
- строительство работ по расширению и совершенствованию Национальной ГТС.
Тендер включал требование заинтересованным компаниям представить свои предложения по финансированию проекта.
Подробности поставки труб:
- длина МГП - 524 км;
- маршрут - от Салликело (Буэнос-Айрес) до Сан-Херонимо (Санта-Фе);
- в Сан-Херонимо МГП можно соединить с Северным газопроводом TGN и 2мя другими газопроводами, что позволит увеличить экспорт в Уругвай и Бразилию;
- рост объем поставок природного газа низкопроницаемых коллекторов из Вака Муэрта увеличится примерно до 39 млн м3/сутки, что почти на 25 % превышает текущую пропускную мощность сети этих газопроводов;
- характеристики трубы:
- толщина - 36 дюймов,
- длина - 12 метров,
- вес - около 5 т каждая;
- количество - более 43 000 труб;
- это потребует около 8 600 поездок грузовиков на различные рабочие участки, которые будут созданы вдоль маршрута.
Поиск инвесторов - был вынужденной мерой, поскольку на правительство серьезно давил МВФ, требуя сокращения государственных расходов и бюджетного дефицита.
В таких условиях модернизировать отечественную ГТС властям Боливии очень сложно.
Автор: А. Шевченко