USD 90.9873

0

EUR 98.7776

0

Brent 84

0

Природный газ 2.638

0

6 мин
...

ТрИЗ, логистика, налоги, переработка. Участники Национального нефтегазового форума 2024 обсудили развитие отрасли в новых условиях

К 2050 г. России потребуется увеличение новых рентабельных запасов на 4 млрд т нефти и 11 трлн м3 по газу.

ТрИЗ, логистика, налоги, переработка. Участники Национального нефтегазового форума 2024 обсудили развитие отрасли в новых условиях

Москва, 16 апр - ИА Neftegaz.RU. Россия активно участвует в формировании новых экономических связей и технологических партнерств на евразийском пространстве и решает важнейшие вопросы технологического суверенитета и модернизации ТЭК.
Об этом 16 апреля 2024 г. шла речь на Национальном нефтегазовом форуме, который проходит в г. Москва совместно с Международной выставкой оборудования и технологий для нефтегазового комплекса Нефтегаз-2024.

Что нужно России?

Ключевой темой стратегической сессии «Российский ТЭК - функционирование в условиях внешних ограничений. 10 лет спустя» стала трансформация российского нефтегазового сектора в условиях санкций, изменения в налогообложении и потребность в поддержке отрасли со стороны государства.
В ходе сессии глава Роснедр Е. Петров рассказал, что эпоха крупных месторождений закончилась, и сегодня на первый план выходит применение современных технологических методов для работы с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ).

Тезисы от Е. Петрова:
  • несмотря на прогнозы о том, что потребление нефти снизится к 2030 г. и даже к 2050 г., ископаемое топливо никуда не денется,
  • с учетом потребностей мировой экономики, экономики нашей страны, в среднем к 2050 г. потребуется увеличение новых рентабельных запасов на 4 млрд т нефти и 11 трлн м3 по газу,
  • на сегодня у нас ТрИЗы составляют порядка 970 млрд т геологических, 3,4 млрд извлекаемых,
  • это колоссальные запасы, с которыми нужно работать,
  • ТрИЗ - это все-таки больше технологическо-экономический параметр и по мере развития, по мере установления технологического суверенитета, эти месторождения будут переходить из категории ТрИЗ в рентабельные,
  • все векторы развития промышленности в ближайшие 10-15 лет будут определять технологии,
  • технологии, которые позволят экономически добывать полезные ископаемые и работать с их себестоимостью,
  • именно работа с себестоимостью - это один из наших акцентов работы сегодня,
  • мы анализировали большое месторождение, которое сегодня находится в разработке, и затраты компании в среднем по себестоимости составляют до 70%,
  • у России в этом огромный потенциал,
  • накопленный опыт позволяет использовать вполне нетривиальные подходы к разработке существующих технологических решений для месторождений.

Об ухудшении качества запасов и потребности отрасли в дополнительном налоговом стимулировании говорил и первый замминистра энергетики РФ П. Сорокин.

Тезисы от П. Сорокина:
  • большая часть легкоизвлекаемых запасов уже находится в разработке, многие месторождения истощены,
  • мы видим потребность в том, чтобы создать достаточно стимулов для истощенных месторождений в традиционных регионах добычи: в Ханты-Мансийском автономном округе, в центральной части России, на отдельных месторождениях Восточной Сибири,
  • мы видим необходимость создания дополнительных стимулов, приходим к тому пониманию, что ресурсная рента будет сокращаться со временем, потому что растет себестоимость добычи, сложность разработки месторождений,
  • отрасли нужна предсказуемость фискальной системы, ее донастройку нужно проводить аккуратно,
  • несколько лет назад в России заработал режим НДД, который стал очень успешным экспериментом, потому что на тех месторождениях, где он был внедрен, произошел прирост показателей.

Говоря о развитии российской нефтепереработки, П. Сорокин отметил роль инвестиционных соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в увеличении объемов производства бензина и дизельного топлива.

Тезисы от П. Сорокина:
  • мы сейчас реализуем инвестсоглашения о модернизации НПЗ, которые должны привести к тому, что к 2028 г. мы получим достаточно существенную прибавку к производству дизеля и бензина.
  • мы говорим сейчас о 25 млн т/год: 20 млн т/год дизельного топлива и около 4 млн т/год бензина за счет модернизационных инвестсоглашений,
  • для отрасли нужно обеспечить предсказуемость, стабильность налогового режима,
  • естественно, с Минфином мы вместе работаем над тем, чтобы находить баланс в потребности бюджета и сохранении достаточного инвестиционного ресурса в отрасли.

В 2019 г. Минэнерго РФ заключило 11 соглашений о модернизации НПЗ, а в 2021 г. - еще 21 инвестсоглашение по модернизации и реконструкции, которые стимулируются путем обратного акциза.
До 2028-2029 гг. посредством механизма инвестсоглашений будет введено 50 технологических установок по выпуску топлива, что даст большой прирост по бензину и выходу светлых нефтепродуктов, доля которых вырастет с 62% до 67-68%.
Ожидаемый объем инвестиций в отрасль до 2028 г. оценивается в 1 трлн руб.

Россия - Китай

На сессии «Россия-Китай: энергия для будущего» обсуждались направления энергетического сотрудничества между 2 странами, на которых следует сосредоточиться правительствам и компаниям, а также перспективы совместных технологических и производственных проектов.
Замминистра энергетики РФ С. Мочальников отметил, что поставки российских нефти и газа в Китай останутся главным направлением сотрудничества 2 стран на достаточно продолжительный период.
Причем поставки осуществляются самым надежным с точки зрения стабильности поставок трубопроводным транспортом - сухопутным магистральными нефте- и газопроводами (МНП и МГП).
Активно развивается сотрудничество и в угольной отрасли.

Тезисы от С. Мочальникова:
  • нефть и газ будут иметь определяющее значение на следующие 3-4 десятилетия (о перспективах поставок из России в Китай),
  • 40 млн т/год только по трубе (поставки нефти в Китай, в т.ч. 30 млн т/год через МНП Сковородино - Мохэ, отводу от МНП ВСТО, и еще 10 млн т/год транзитом через Казахстан),
  • это хороший, стабильный, а самое главное предсказуемый и достаточно дешевый за счет транспортных издержек канал получения нефти,
  • что касается газа, то здесь у России и Китая также есть большие перспективы,
  • в 2025 г. поставки по МГП Сила Сибири-1 достигнут проектной мощности в 38 млрд м3/год, Дальневосточный маршрут даст еще 10 млрд м3/год поставок,
  • обсуждается проект Сила Сибири-2, однако по нему нужно еще договориться об основных параметрах: о цене, объемах,
  • ориентировочно там будет 50 млрд м3/год поставок газа,
  • итого мы набираем, что к 2030 г. поставки достигнут практически 100 млрд м3/год трубопроводного газа,
  • по углю Китай - это добывающая страна №1 и потребляющая страна №1,
  • тем не менее, идут закупки угля из РФ, причем за последний год рост существенный, в 2023 г. мы превысили планку поставок в 100 млн т,
  • учитывая, что глобальный мировой рынок торговли едва ли превышает 1,2 млрд т/год, это существенная доля.

Новая логистика

Сессия «Перестройка логистических схем поставок российских углеводородов: задачи на перспективу» была посвящена изменению географии поставок российских углеводородов, формированию независимой инфраструктуры морской транспортировки углеводородов, в т.ч. независимой платежно-расчетной инфраструктуры.
Гендиректор Совкомфлота (СКФ) И. Тонковидов сообщил, что объем перевозок нефти и нефтепродуктов в 2023 г. сохранился на уровне предыдущего года, а основными направлениями стали Китай, Индия, Средиземноморье и Латинская Америка.
Тезисы от И. Тонковидова:
  • за 2023 г. компания отработала в принципе так же, как и за предыдущий,
  • мы в среднем перевозим порядка 75 млн т/год нефти и нефтепродуктов,
  • в сложившейся системе новой торговли это в основном Китайская Народная Республика, страны АТР, в основном Индия, Средиземноморье и Латинская Америка,
  • растут перевозки по Северному морскому пути (СМП) транзитом в Китай,
  • статистику зарегистрировали, по-моему, 2+ млн т по перевозке за 2023 г.,
  • по факту наша компания перевезла 1,7 млн т из этого объема, т.е. это основной объем перевозок,
  • через Красное море танкеры СКФ ходят,
  • мы предпринимаем все необходимые меры безопасности, прежде чем наше судно проходит, для того, чтобы удостовериться, что этот проход будет максимально безопасным в данных условиях, которыми мы оперируем.

Исполнительный директор Центра развития индийского филиала Сбербанка А. Долгушин сообщил, что банк не испытывают проблем с платежами в индийских рупиях.
Тезисы от А. Долгушина:
  • в паре рубль-рупия и рупия-рубль никаких проблем сейчас в платежах нет,
  • мы рады как импорту, так и экспорту,
  • все платежи у Сбербанка проходят в течение 1 дня,
  • сейчас смело хочу развеять этот миф, этих рупий нигде нет (о заявлениях по поводу зависших в Индии рупиях, полученных в качестве оплаты за экспорт).
А. Долгушин также сообщил, что помимо расчетов, Сбербанк активно предоставляет финансирование в рупиях организациям в Индии под поручительство российских компаний, а также развивает депозиты в индийской валюте.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram