Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
3 партии для Судана
На данный момент в Порт Судан доставлены 2 партии российского дизельного топлива, 3я поступит в ближайшее время:- танкер-химовоз Conga дедвейтом 37874 т загрузился 16 февраля 2024 г. в порту Приморск и 3 апреля разгрузился в Порт Судане,
- танкер-химовоз Pavo Rock дедвейтом 53082 т загрузился 27 февраля в порту Приморск и 5 апреля разгрузился в Порт Судане,
- танкер-химовоз Marabella Sun дедвейтом 52648 т загрузился 12 марта в порту Высоцк и 12 апреля должно войти в Порт Судан, в настоящее время ожидая на якорной стоянке в Красном море.
Reuters со ссылкой на данные LSEG сообщил, что Pavo Rock и Conga доставили в Судан в общей сложности около 70 тыс. т дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы.
Судану требуется около 45 тыс. барр./сутки (6 тыс. т/сутки) дизельного топлива для удовлетворения внутреннего спроса.
Страна импортирует 60-70 тыс. т/мес. дизельного топлива, в основном из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).
В марте 2024 г. поставки дизельного топлива в Судан составили около 116 тыс. т.
После отделения Южного Судана от Судана в 2011 г. обе страны оказались в сложном положении:
- около 75% разведанных запасов суданской нефти оказались на территории Южного Судана, добыча нефти в Южном Судане составляет 160 тыс. барр./сутки против 50 тыс. барр./сутки в Судане,
- единственный экспортный магистральный нефтепровод (МНП) из Южного Судана до побережья Красного моря через Хартум контролируется Суданом, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) также остались на территории Судана.
Реализации этих планов препятствует политическая нестабильность в обеих странах и многолетний недостаток инвестиций.
В Судане были построены 5 НПЗ - Khartoum (al-Jaili), Port Sudan, El Obeid, Shajirah, Abu Gabra - общей мощностью 144 тыс. барр./сутки.
Из них действующими являются лишь 2 - НПЗ в Хартуме мощностью 100 тыс. барр./сутки и НПЗ в Эль-Обейде (Северный Кордофан) мощностью 10 тыс. барр./сутки.
В связи с этим Судан остается зависимым от импорта нефтепродуктов.
Диверсификация дизеля
После введения эмбарго ЕС на поставки российских нефтепродуктов 5 февраля 2023 г., Россия диверсифицировала географию экспорта дизельного топлива.Так, Россия начала экспортировать нефтепродукты, в т.ч. дизтопливо, в Турцию, Саудовскую Аравию и ОАЭ, которые сами являются крупными производителями нефтепродуктов.
Это позволяет обеспечить потребности внутреннего рынка этих стран, а высвобожденные объемы нефтепродуктов становятся доступны для экспорта в ЕС.
Также Россия вышла на совершенно новые для себя рынки топлива, начав поставки в Бразилию, страны Африки и Азии.
Так, Бразилия в декабре 2023 г. стала 2м по величине импортером российского дизельного топлива, уступив лишь Турции.
Среди стран Латинской Америки покупателем дизельного топлива из России стала Чили.
В Африке российский дизель начали покупать Марокко, Тунис, Того, Ливия, сейчас к ним присоединился Судан.