Об этом 27 февраля 2024 г. сообщил Bloomberg со ссылкой собственные данные по отслеживанию танкеров.
Морской экспорт
По данным издания:- поставки российской нефти на экспорт по морю за неделю, завершившуюся 25 февраля 2024 г., составили 3,5 млн барр./сутки, увеличившись на 365 тыс. барр./сутки по сравнению с показателем за предыдущую неделю,
- средний за 4 недели показатель, который Bloomberg считает более репрезентативным из-за меньшей подверженности волатильности, увеличился на 210 тыс. барр./сути, до 3,48 млн барр./сутки и достиг максимума с начала ноября 2023 г.,
- валовая стоимость российского морского экспорта нефти выросла до 3-недельного максимума, составив 1,73 млрд долл. США по сравнению с 1,55 млрд долл. США неделей ранее,
- средний 4-недельный показатель продолжил расти, увеличившись на 115 млн долл. США, до 1,7 млрд долл. США/неделю.
Неделей ранее Bloomberg ожидал снижения морского экспорта нефти из России из-за трудностей с продажей Индии нефти сорта Sokol, добываемой на проекте Сахалин-1.
Однако экспорт, напротив, резко вырос, издание объясняет это тем, что временная остановка отгрузок нефти Sokol была компенсирована увеличением поставок нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) через порт Козьмино.
На фоне роста объемов морского экспорта, Bloomberg вновь подозревает Россию в несоблюдении взятых на себя перед партнерами по ОПЕК+ добровольных обязательств по сокращению экспорта.
Напомним, что 30 ноября 2023 г. ряд стран ОПЕК+ приняли решение добровольно дополнительно сократить добычу в 1м квартале 2024 г., а Россия обязалась углубить свое сокращение экспорта, снизив нефтяной экспорт на 500 тыс. барр./сутки (300 тыс. барр./сутки и нефти и 200 тыс. барр./сутки нефтепродуктов) по сравнению со средним показателем за май-июнь 2023 г.
В недельном выражении российский экспорт был на 215 тыс. барр./сутки выше целевого уровня для России, а средний 4-недельный показатель - на 190 тыс. барр./сутки больше.
Куда идет российская нефть?
Отслеживаемые поставки азиатским потребителям, в т.ч. не имеющие конечного пункта назначения, выросли до 3,02 млн барр./сутки в среднем за 4 недели по 25 февраля по сравнению с пересмотренным показателем 2,85 млн барр./сутки неделей ранее.В т.ч.:
- на танкеры, направлявшиеся в Китай, был погружен объем нефти, эквивалентный 1,45 млн барр./сутки,
- на судах, направляющихся в Индию, в среднем находились объемы, соответствующие 905 тыс. барр./сутки нефти,
- эквивалент порядка 540 тыс. барр./сутки нефти находился на судах, следующих через Суэцкий канал или, может быть перевалено борт-в-борт (STS) в южнокорейском порту Йосу, эти рейсы обычно заканчиваются в портах Индии или Китая.
Временная приостановка грузов нефти Sokol связана с нехваткой челночных танкеров, необходимых для транспортировки нефти с экспортного терминала Де-Кастри на фоне проблем с поставками индийским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
На прошлой неделе на борту всех 7 танкеров-челноков проекта находилась загруженная нефть, но, разгрузившись в Китае, суда начали возвращаться в Де-Кастри для приема новых партий.
В подвешенном состоянии остаются по меньшей мере 14 партий нефти Sokol общим объемом около 10 млн барр.
Проблемы с поставками нефти Sokol в Индию начали складываться с декабря 2023 г., их причины точно не известны.
Bloomberg это связывает с тем, что индийские НПЗ опасаются санкций США и жалуются на слишком высокие цены, тогда как другие источники говорят о разногласиях по валюте платежа между Роснефтью и Indian Oil Corp. (IOC).
Между тем, в феврале 3 партии нефти Sokol были доставлены в Индию на НПЗ, не связанные с IOC, еще несколько партий были перенаправлены в Китай.
На европейском направлении единственным покупателем российской нефти осталась Турция.
Болгария, получившая исключение из-под эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти, форсировала отказ от нее и ничего не осуществляла закупок с конца 2023 г.
Экспорт в Турцию в 4-недельном вырос до 417 тыс. барр./сутки по сравнению с пересмотренным показателем в 390 тыс. барр./сутки неделей ранее.