Об этом сообщил глава НОВАТЭКа Л. Михельсон в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023).
Свой газ по своему газопроводу
НОВАТЭК намерен самостоятельно построить газопровод для проекта, для проекта также будет использоваться собственная ресурсная база компании.Также Л. Михельсон призвал внести изменения в закон об экспорте газа, чтобы планируемый НОВАТЭКом проект получил право на экспорт СПГ.
Тезисы от Л. Михельсона:
- мы решили строить Мурманский СПГ из-за профицита электроэнергии в регионе и наличия там незамерзающего порта,
- стоимость сжижения природного газа на проекте Мурманский СПГ будет ниже, чем на Арктик СПГ-2,
- газопровод до Мурманского СПГ мы будем строить сами, основные предпроектные работы уже сделаны,
- объем - 30 млрд м3/год, труба - 1,4 тыс. км, это как раз 3 линии,
- будет наша ресурсная база, с ресурсной базой нет проблем,
- на юге п-ва Гыдан у нас есть целый ряд месторождений,
- мы сегодня добываем 80 млрд м3/год газа, на 1 линию Мурманского СПГ надо 11 млрд м3/год,
- по существующей сырьевой базе мы можем поддерживать полку до 2040 г. без учета гыданских месторождений,
- мы можем поднять добычу на необходимые для Мурманского СПГ объемы.
- надо корректировать закон об экспорте, чтобы Мурманский СПГ мог получить право на экспорт,
- у нас сейчас все проекты на одном юрлице: добыча, сжижение и продажа,
- а здесь будут добыча на одном юрлице, транспортировка - на 2м, сжижение и экспорт - на 3м,
- уже создана рабочая группа в Госдуме, естественно, все это будет согласовываться с правительством.
В настоящее время НОВАТЭК изучает возможность строительства СПГ-завода в Мурманской области мощностью 20,4 млн т/год.
Планируется, что завод Мурманский СПГ будет включать 3 линии сжижения мощностью 6,8 млн т/год каждая.
Ввод 2 линий планируется в конце 2027 г., 3й - в конце 2029 г.
Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) компании в Мурманской области сможет начать строительство 1й линии СПГ-завода в 2024 г.
Ресурсной базой проекта станет магистральный газопровод (МГП) Волхов - Мурманск - Белокаменка, причем, учитывая, что Газпром готовится к строительству МГП Волхов - Мурманск для газификации Мурманской области, предполагалось, что ресурсной базой Мурманского СПГ станет Единая система газоснабжения (ЕСГ).
В конце мая Ъ писал, что для строительства газопровода компания ожидает от Газпрома техусловия для подключения к ЕСГ.
СПГ-технологии НОВАТЭКа
Л. Михельсон уточнил планы НОВАТЭКа по использованию запатентованных компанией технологий сжижения природного газа, а также подтвердил готовность компании стать лицензиаром, хотя запросов по этому поводу пока не поступало.Тезисы от Л. Михельсона:
- на Мурманском СПГ будет использоваться наша технология «Арктический микс», производственная мощность 1 линии сжижения до 7 млн т/год СПГ,
- другие компании, которые интересуются производством СПГ в России, пока не обращались в НОВАТЭК,
- наверное, если будут обращаться, мы будем делиться,
- нам сейчас всем вместе - Газпрому, Роснефти, НОВАТЭКу, Газпром нефти - надо объединиться и вернуть эту долю (долю России на мировом газовом рынке),
- мы должны производить не 30 млн т/год СПГ, как сегодня, а минимум 150 млн т/год, все вместе должны производить,
- зачем устраивать эту конкуренцию?
- российская конкуренция на мировом рынке - нонсенс.
Напомним, что НОВАТЭК в 2023 г. значительно расширил линейку собственных технологий сжижения, дополнив «Арктический каскад» еще 2 технологиями «Арктический каскад модифицированный» и «Арктический микс».
По среднетоннажной технологии «Арктический каскад» построена действующая 4я линия СПГ-завода Ямал СПГ мощностью 900 тыс. т/год.
«Арктический каскад модифицированный» стал развитием технологии «Арктический каскад», развив ее до крупнотоннажной (до 3 млн т/год на технологическую линию), но привязка технологии к условиям Арктики сохранилась.
По этой технологии будет строиться СПГ-завод Обский СПГ на п-ве Ямал, его мощность планам должна была составить 5 млн т/год, но впоследствии проект переформатировался и окончательное инвестиционное решение по нему пока не принято.
Технология «Арктический микс» базируется на использовании смешанных хладагентов, что снимает привязку к климатическим условиям и увеличивает ее мощность на линию до 6 млн т/год.
Примечательно, что Л. Михельсон назвал более высокую мощность - до 7 млн т/год.
По технологии «Арктический микс» планируется построить СПГ-завод Мурманский СПГ НОВАТЭКа мощностью 20,4 млн т/год.
Также эта технология может представлять интерес для Газпрома, СП которого с РусГазДобычей строит Газоперерабатывающий комплекс (ГПК) Комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) в пос. Усть-Луга Ленинградской области.
Мощность СПГ-завода ГПК КПЭГ должна составить 13 млн т/год (2 линии по 6,5 млн т/год каждая), но статус проекта неясен после ухода с российского рынка лицензиара - немецкой компании Linde.
Прогнозы на 2023 г.
Л. Михельсон сообщил, что НОВАТЭК в 2023 г. ждет снижения чистой прибыли на 30% из-за падения цен на СПГ.Добыча газа и жидких углеводородов останется в целом на уровне 2022 г. или немного вырастет, а вот производство СПГ снизится.
Тезисы от Л. Михельсона:
- по EBITDA у нас будет процентов на 25 меньше, по прибыли - процентов на 30 меньше,
- причина состоит в значительном снижении цены на СПГ по сравнению с прошлым годом,
- эта ситуации сейчас в целом характерна для отрасли,
- добыча газа останется на уровне 82 млрд м3, может быть, рост 1-2%,
- рост добычи жидких углеводородов составит 1-2%,
- в 2022 г. на Ямал СПГ произвели более 20 млн т СПГ, при этом не было ни одной остановки,
- сейчас на сервисе находится 2я линия сжижения, в августе на сервисе в течение 3 недель будет находиться 3я линия,
- поэтому по 2023 г. планируется меньше 20 млн т.
Отчетность по МСФО за 2022 г. НОВАТЭК не публиковал, однако по косвенным данным, чистая прибыль компании в 2022 г. составила 640-648 млрд руб.
В феврале 2023 г. Л. Михельсон говорил, что чистая прибыль НОВАТЭКа по МСФО за 2022 г. более чем на 50% превысит аналогичный показатель 2021 г., когда компания получила 432 млрд руб. чистой прибыли, приходящейся на акционеров.
Т.е. речь может идти о 648 млрд руб.
В апреле годовое общее собрание акционеров НОВАТЭКа утвердило дивиденды за 2022 г., общий объем которых с учетом промежуточных дивидендов составил 319,9 млрд руб.
С учетом того, что дивидендная политика компании подразумевает выплаты в 50% от чистой прибыли по МСФО, чистая прибыль НОВАТЭКа за 2022 г. могла составить 639,8 млрд руб.
Таким образом, по итогам 2023 г. чистая прибыль НОВАТЭКа может оказаться в диапазоне 448-454 млрд руб., что выше результата 2021 г.
В 2022 г. НОВАТЭК увеличил добычу природного газа на 2,8% и составила 82,14 млрд м3.
Добыча жидких углеводородов (газовый конденсат и нефть) составила 11,94 млн т, что на 2,9% больше по сравнению с 2021 г.
Арктик СПГ-2
Л. Михельсон сообщил, что капвложения в проект Арктик СПГ-2 превысят 22 млрд долл. США при изначально озвученной оценке в 21,3 млрд.Также глава НОВАТЭКа прояснил ситуацию со статусом танкеров-газовозов, которые строятся для проекта.
Тезисы от Л. Михельсона:
- капвложения будут больше 22 млрд долл. США,
- из-за того, что мы перешли на электроприводы, нужны электростанции, это удорожает проект,
- но с другой стороны, операционные затраты будут меньше, потому что газовые турбины требуют постоянного техобслуживания, а электродвигатель - нет,
- вице-президент Роснефти А. Шишкин сказал, что 5 газовозов Звезда отдаст нам в 2024 г.,
- у нас еще размещены заказы в другом месте, в 2023 г. мы получим 2-3 СПГ-танкера.
Арктик СПГ-2 предусматривает строительство 3 линий по производству СПГ по лицензии Linde мощностью 6,6 млн т/год каждая (общая мощность 19,8 млн т/год СПГ) на п-ве Гыдан.
В феврале 2023 г. глава НОВАТЭКа Л. Михельсон говорил, что компания сохраняет планы по срокам запуска проекта - 1я очередь в конце 2023 г., 2я в 2024 г., 3я в 2026 г.
В ходе сессии ПМЭФ 15 июня зампред правления НОВАТЭКа Э. Гудков допустил возможность сдвига запуска 1й линии на начало 2024 г.
Для проекта Арктик СПГ-2 планируется строительство 21 танкера-газовоза ледового класса Arc7 - 15 судов должен построить ССК Звезда, 6 - на южнокорейской верфи DSME