Об этом сообщил вице-премьер РФ А. Новак.
Таким образом А. Новак уточнил данные, озвученные 26 апреля 2023 г. в ходе выступления на федеральном просветительском марафоне «Знание.Первые».
В частности, вице-премьер тогда сообщил, что энергетические ресурсы, которые ранее направлялись в Европу, в значительной мере были перенаправлены на новые рынки, добавив, что по нефти, порядка 20% от тех объемов, которые ранее поставлялись в Европу, были перенаправлены на рынки Индии, Китая, других стран.
Сейчас А. Новак пояснил, что речь идет об общем экспорте нефти и нефтепродуктов на западном направлении.
Тезисы от А. Новака:
- я говорил по 2022 г., что 20%, порядка 40 млн т из общего экспорта нефти и нефтепродуктов, который был в западном направлении (220 млн т примерно), 40 млн т ушло на Восток,
- в 2023 г. уйдет 140 млн т нефти и нефтепродуктов на Восток,
- на западном направлении останется порядка 80-90 млн т.
Экспорт нефти из России в 2022 г. вырос на 7,6% и составил 242 млн т.
Добыча нефти с учетом газового конденсата при этом выросла на 2% и составила 535,2 млн т.
Объем нефтепереработки уменьшился на 3%, до 272 млн т.
А. Новак также сообщил, что в 2023 г. Россия снизит добычу нефти и газового конденсата на 20 млн т (на 3,7%) по сравнению с 2022 г., до 515 млн т.
С 5 декабря 2022 г. вступило в силу эмбарго ЕС на морской импорт российской нефти, с 5 февраля 2023 г. - на импорт нефтепродуктов.
Поставки нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба эмбарго не затрагивает, но Германия и Польша отказались от поставок российской нефти по северной нитке МНП Дружба.
По южной нитке МНП Дружба нефть поступает в Чехию, Словакию и Венгрию (в 2021 г. поставки составили 12 млн т).
Также в рамках эмбарго предусмотрен ряд отсрочек:
- Болгария до конца 2024 г. может получать российскую нефть морем для нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) ЛУКОЙЛа (перерабатывает около 6,5 млн т/год нефти),
- до конца 2023 г. Хорватия может продолжать закупать вакуумный газойль в России.
Ранее А. Новак сообщал, что Россия подготовила меры по расширению портовой инфраструктуры на случай возможного эмбарго на трубопроводную инфраструктуру, чтобы перенаправить поставки по морю.
По состоянию на конец 2022 г. имелись свободные портовые мощности на перевалку 35-40 млн т/год грузов, идет работа по их расширению, она будет завершена в течение ближайших 3 лет.
По нефти к 2025 г. вероятно увеличение экспорта до 260 млн т/год за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона.