Логистическая схема поставок казахстанской нефти через Азербайджан предполагает перевозку нефти танкерами через Каспийское море с дальнейшей транспортировкой по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД).
Транскаспийский участок этого маршрута обслуживается танкерами типоразмера Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, такой небольшой размер обусловлен мелководностью Каспийского моря.
Погрузка танкеров осуществляется в казахстанском порту Актау, принимает танкеры Сангачальский терминал в районе г. Баку.
Тестовая отгрузка по данному маршруту после 8-летней паузы была произведена 20 марта 2023 г.
Из порта Актау на танкер Академик Хошбахт Юсифзаде Азербайджанского Каспийского морского пароходства (ASCO) была отгружена партия нефти с месторождения Кашаган для поставки в направлении порта Баку.
23 марта 2023 г. была отправлена еще одна партия нефти из порта Актау, на этот раз с месторождения Тенгиз, танкером Президент Г. Алиев ASCO.
27 марта последовала еще одна партия, доставленная танкером Шуша ASCO.
7 апреля к перевозкам подключился Казмортрансфлот, дочка КазМунайГаза, поставка нефти с месторождения Тенгиз была осуществлена танкером ТК Актау из порта Актау в Баку.
В марте 2023 г. отгрузки нефти по Транскаспийскому маршруту составили 20 тыс. т, в апреле они должны вырасти до 125 тыс. т.
Напомним, что в июле 2022 г. президент Казахстана К.-Ж. Токаев дал поручения по развитию альтернативных маршрутов транспортировки нефти.
Во исполнения данных поручений КазМунайГаз заключил генеральное соглашение на транзит нефти через Каспийское море и МНП БТД с азербайджанской SOCAR с объемом транзитной нефти в 1,5 млн т/год и дальнейшим увеличением до 5 млн т/год.
Отправлять нефть планируется с месторождений Тенгиз и Кашаган.
В настоящее время экспортные поставки нефти Казахстана на 80% идут через Россию по 2 трубопроводным маршрутам:
- по МНП Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск (объем прокачки в 2022 г. - 52,2 млн т),
- по МНП Атырау - Самара и далее по системе МНП Транснефти в порт Усть-Луга (прокачка в 2022 г. - 8,4 млн т, сейчас эти объемы частично переходят в МНП Дружба для поставок нефти в Польшу и Германию).
С учетом этих простоев и сложной политической обстановки, в т.ч. опасаясь влияния санкций против России на свой экспорт, Казахстан начал готовить альтернативные маршруты, в т.ч. МНП БТД.
Ранее вице-премьер - министр торговли и интеграции Казахстана С. Жумангарин говорил, что МНП БТД в настоящее время загружен на 40% и в нем остается порядка 20 млн т/год возможных емкостей для перевалки.
Однако увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД препятствует целый ряд факторов.
По договоренности между КМГ и SOCAR, не менее 50% предоставляемой транзитной нефти должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота, а их количество ограничено.
На данный момент флот танкеров типоразмера Caspian max Казмортрансфлота насчитывает 3 судна, помимо ТК Актау, это Астана и Алматы.
В рамках расширения Транскаспийского маршрута в 2023 г. Казмортрансфлот планирует дополнительно ввести в эксплуатацию 2 новых танкера дедвейтом 8 тыс т, поставщиком новых судов выступит Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ).
Таким образом, танкерный флот компании для работы в Каспийском море вырастет до 5 судов (у ASCO танкерный флот в 4 раза больше).
Также мешают инфраструктурные ограничения.
Максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год.
В Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД.
Для снятия этих ограничений потребуются инвестиции в расширение порта Актау и увеличения мощности МНП БТД.
Также необходимы будут дноуглубительные работы в Каспийском море, что позволило бы использовать более крупные танкеры.
Речь может идти об инвестициях в несколько десятков миллиардов долларов США.
Есть и экономические факторы.
По данным Ъ, в рамках долгосрочных контрактов казахстанских грузоотправителей с КТК действует правило «качай или плати», кроме того, тарифы на прокачку остаются привлекательными.
Поставки по МНП БТД дороже, чем через Новороссийск (до 100 долл. США/т против 38,4 долл.США/т).
Сам КТК, как ранее заявлял замгендиректора КТК-К К. Кабылдин, не видит рисков для себя от появления альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти.
По оценкам К. Кабылдина, по всем альтернативным маршрутам, а также по направлениям на Махачкалу, Самару и через Баку на Батуми будет поставляться нефть, которая ранее не поставлялась через КТК.
Через БТД может может поставляться до 3 млн т/год нефти из Казахстана с учетом ограничения в прокачке тенгизской нефти в связи с большим содержанием серы.
Прокачку по КТК на 2023 г. консорциум прогнозирует на уровне 66 млн т (включая российских грузоотправителей) против 58,7 млн в 2022 г., все заявки грузоотправителей КТК готов удовлетворить в полной мере.
По расчетам Argus, общая мощность всех альтернативных направлений экспорта казахстанской нефти в обход России, в т.ч. на Китай, составляет 20-25 млн т/год.
Ограничения на этих маршрутах связаны с дефицитом трубопроводных и перевалочных мощностей в регионе, нехваткой подвижного состава для ж/д-транспортировки, а также высокие транспортные расходы.
При этом с учетом прогнозируемого в перспективе роста добычи на месторождении Тенгиз на 12 млн т/год Казахстан продолжит снижение зависимости от транзита через Россию и будет наращивать поставки МНП БТД.
Также Argus ожидает повышения спроса со стороны Казахстана на железнодорожные цистерны с учетом дефицита собственного парка.