Об этом поведал главный экономист ВЭБ.РФ А. Клепач.
Странный СШХ
Для любознательных напомним, что власти РФ реализуют проект СШХ с 2006 г.В декабре 2021 г. Единая Россия поведала об очередным новым сроком сдачи в эксплуатацию СШХ, назвав 2027 г.
Срок ввода в эксплуатацию сдвинут на 13 лет.
Бюджетные средства регулярно выделяются.
Стоимость проекта возросла в 3 раза до 500 млрд рублей.
В разное время у проекта анонсировались разные цели:
- стратагемой проекта можно назвать комплексное развитие Обского транспортного узла, но со временем, похоже, ее не стало;
- изначальная цель - строительство железной дороги Обская - Салехард - Надым - Коротчаево протяженностью 711 км и стоимостью 150 млрд. рублей ;
- в 2011 г. - сокращение перевозочных рисков, поскольку СШХ по суше будет дублировать Северный морской путь (СМП);
- затем анонсировалась цель Газпрома - вывоз углеводородов с использованием СШХ;
- ныне анонсированы задачи СШХ:
- обеспечить связь транспортной системы России через порт Сабетта с СМП,
- соединить Северную и Свердловскую железные дороги, станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала Арктической зоны РФ,
- разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход, позволив тем самым осуществить перевозку новых видов грузов.
Тезисы А. Клепача:
- в долгосрочном плане, с точки зрения развития арктических месторождений и Ямала, этот Северный широтный ход нужен;
- сейчас мы сталкиваемся с проблемами наращивания экспорта в Европу, увеличения добычи природного газа на Ямале.
- по СПГ пока экспорт растет, но дальше будет ограничение;
- сейчас вкладывать туда деньги, а это несколько сотен миллиардов, не целесообразно.
Казалось, все наладилось, но ...
В августе 2021 г. правительство РФ вновь реанимировало проект, распорядившись заключить концессионное соглашение с ООО Северный широтный ход по строительству железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым.4 октября 2022 г. Газпром приступил к реализации проекта строительства (реконструкции) железнодорожного участка Надым - Пангоды, который станет частью СШХ.
15 ноября вице-премьер РФ М. Хуснуллин сообщил:
- реализация проекта СШХ на Ямале приостанавливается;
- к СШХ планируется вернуться после того, как будут реализованы другие приоритетные проекты.