Киев, 9 авг - ИА Neftegaz.RU. Оператор ГТС Украины 6 августа анонсировал итоги работы в июле 2021 г.
Транзит российского газа в Европу:
- транзит природного газа по украинской ГТС в страны Европы составил 3,848 млрд м3/мес:
- в Польшу 0,340 млрд м3/мес,
- в Словакию - 2,514 млрд м3/мес,
- в Венгрию - 0,804 млрд м3/мес,
- в Молдову - 0,189млрд м3/мес.
- среднесуточный транзит - 124 млн м3/сутки.
Хотя спрос на газ в Европе растет по нескольким причинам:
- дефицит привел к рекордному росту цены на газ а европейских рынках,
- низкие для этого периода объемы газа в европейских ПХГ,
- ППР на МГП Ямал - Европа и МГП Северный поток.
По данным операторов сухопутных продолжений МГП Северный поток в Германии - OPAL Gastransport и NEL Gastransport - за 10 дней ППР страны ЕС недополучили более 1,6 млрд м3 газа, еще 320 млн м3 - из-за ремонта МГП Ямал - Европа.
С. Макогон расстроен:
- чтобы компенсировать европейцам недополученные объемы газа, и при этом не наращивать дополнительный транзит через Украину, Газпром отбирает газ из своих ПХГ в Европе;
- согласно данным GIE, низкие запасы в Европе - именно в ПХГ, контролируемых Газпромом:
- Германия:
- у оператора ПХГ Astora - дочке Газпрома, уровень заполненности - менее 13%,
- у других операторов - в среднем 63%;
- в Австрии:
- Astora и GSA - также дочка Газпром, - 14%,
- другие операторы - 48%.
- сейчас Газпром продолжает отбирать газ из ПХГ для выполнения своих контрактов;
- дефицит газа в ПХГ Европы значительной частью является искусственным и не является первопричиной роста цен;
- Газпром преследует 2 цели - экономическую и политическую:
- повышение цены на газ,
- ускорение процесса ввода в эксплуатацию МГП Северный поток-2;
- в ситуацию должен вмешаться соответствующий Антимонопольный орган Европы;
- на такую стратегию российской компании следует учитывать при сертификации МГП Северный поток-2.
- где были власти Украины, когда власти РФ предлагали совместную модернизацию украинской ГТС, построенной еще во времена СССР?
- власти Украины напрочь отказали российским компаниям в сотрудничестве;
- теперь власти Украины пожинают плоды вассальной зависимости от США:
Транзит российского газа в Европу по украинской ГТС падает:
- в 2019 г. - 89,6 млрд м3 / год.
- в 2020 г. - составил 55,8 млрд м3/год.
То, что удалось построить Обходные потоки - это показывает мощь России.
Власти РФ можно обвинить в коррупции, несменяемости, но только не в том, что они не хотели использовать ГТС СССР.
Здесь мнение обывателей и власти совпадают: Запад навязал России строительство Обходных потоков, что негативно отразилось на экономике страны.
Транспортировка газа из ЕС на Украину и реэкспорт
- объем транспортировки газа - почти 0,498 млрд м3/мес;
- экспорт вместе с реэкспортом газа из Украины в страны Европы - 0, 054 млрд м3/мес.
- 93% объема газа импортировано виртуальным реверсом из Венгрии и Польши:
- после анбандлинга ОГТСУ, по условиям транзитного контракта между Нафтогазом и Газпромом от 2019 г, необходимые объемы импортируемого / экспортируемого газа можно замещать виртуально, то есть делать взаимозачет между операторами ГТС 2х стран,
- это позволяет ОГТСУ существенно сэкономить на транспортировке.
ОГТСУ продолжает работать в этом направлении - создана рабочая группа с Секретариатом Энергетического Сообщества, с ACER.
Виртуальный реверс - это мутная водичка, в которой прекрасно чувствует себя известная обывателям схема Дюссельдорф+, позволяющая украинским коррупционерам поставлять российский газ на Украину с наценочкой европейских компаний.
Пояснения С. Макогона:
- смысл виртуальных точек даже не в экономии, а в расширении возможностей для импорта газа;
- раньше нам нужно было физически вывести газ для транзита, а затем в ограниченных объемах качать назад, то сейчас все значительно проще;
- фактически мы можем импортировать газ в объемах транзита с помощью виртуального реверса;
- то сняло многие ограничений:
- успех закачки в ПХГ 2020 г. состоялся благодаря виртуальным точкам,
- большую часть газа Украина импортировала через виртуальный реверс,
- поэтому крайне важно сохранение транзита газа через Украину и после 2024 г.
Неясно одно, почему власти Украины не реагируют на предложение В. Путина о продолжении транзита после 2024 г.