Об этом глава Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогон заявил в своем посте в Facebook 4 апреля 2021 г.
Печальные слова С. Макогона получат другую окраску, если вспомнить предысторию
Экономики здесь мало.
Конечно, строительство МГП Турецкий поток и МГП Северный поток-2 - это возможность заработать на строительстве удачливым подрядчикам, получившим заказы.Но не нужно забывать, что средства на строительство новых газопроводов можно было пустить на модернизацию украинской ГТС:
- стоимость 2 ниток МГП Северный поток-2 - около 10 млрд евро - в 5-6 раз дороже модернизации ГТС Украины (1,5 млрд долл США),
- пропускная мощность 27,5 *2 млрд м3/год - меньше украинской ГТС в страны Европы - 146 млрд м3/год.
Очевидно, что после участия в модернизации украинской ГТС, Газпром не стал бы педалировать строительство обходных газопроводов.
Зарубежных инвесторов власти Украины на ГТС не нашли без гарантий загруженности транзитных газопроводов.
Та же история и с Польшей.
Мало того, что власти Польши сделали все, чтобы разрушить отношения с Газпромом по МГП Ямал - Европа, они еще и отказали В. Путину в строительстве МГП Ямал - Европа-2.
Такие отказы - это больно и обидно.
Так что, вспоминая Н. Гоголя, можно сказать: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Тезисы от С. Макогона:
- постепенно Газпром сокращает транзит через Украину;
- после запуска МГП Турецкий поток транзит в Турцию, Грецию и Болгарию полностью перешел из Украины на новые газопроводы:
- с 1 апреля 2021 г. поставки газа в Румынию полностью обеспечиваются со стороны Болгарии через Турецкий поток,
- сейчас на южном направлении через Украину транзит выполняется только для потребителей Молдавии;
- если будет продолжение МГП Турецкий поток через Болгарию и Сербию, то Газпром переведет на Турецкий поток и транзит в Венгрию;
- для Украины это означает дополнительную потерю 10-12 млрд м3/год транзита российского газа;
- очень важно не допустить завершения строительства МГП Северный поток-2,
- транзит газа по Украине - это не только значительный доход, а важный элемент энергетической и милитарной безопасности Украины.
Текущая ситуация
Ранее ОГТСУ сообщал:- транзит газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины в феврале 2021 г. сократился на 25% по сравнению с январем и составил 2,906 млрд м3;
- такая динамика - следствие рыночной конъюнктуры в странах ЕС, при которой повышенный спрос и волатильность цен подтолкнул трейдеров к активному отбору газа из подземных хранилищ (ПХГ).
- это убрало с европейского рынка излишки газа;
- дает основания рассчитывать на повышенный спрос на газ в летний период.
В целом за 2 месяца объем транспортировки газа через Украину составил 7,201 млрд м3, из них транзит российского газа - 6,75 млрд м3, остальное (лишь 0,450 млрд м3) - тот самый виртуальный реверс.
Напомним, что заключенный в конце декабря 2019 г. 5-летний контракт на транспортировку российского газа через ГТС Украины предусматривает прокачку:
- 65 млрд м3 газа в 2020 г. (178 млн м3/сутки);
- 40 млрд м3/год газа (110 млн м3/сутки) в 2021-2024 гг.
За январь-февраль 2021 г. транзит российского газа через Украину находился в среднем на уровне 114 млн м3/сутки, что даже чуть выше контрактных обязательств.
Сокращение объемов транспортировки российского газа через украинскую ГТС, заложенное в контракте с 2021 г., учитывало запуск альтернативных маршрутов поставок газа в Европу:
- сухопутного продолжения 2й нитки МГП Турецкий поток;
- МГП Северный поток-2;
С 1 января 2021 г., после 1 - годичного опоздания, Сербия начала получать газ из болгарского участка МГП South Stream lite (МГП Балканский поток).
Задержка с запуском МГП Северный поток-2 может достичь 2 лет, но строительство газопровода продолжается, и проект может быть реализован в 2021 г.
ОГТСУ это учитывает, отмечая:
- роль балансирующей мощности для украинской ГТС не является нормальной;
- в случае отсутствия значительных объемов транзита в будущем ГТС должна быть оптимизирована в соответствии с реальным спросом для снижения операционных расходов.
Это печально, поэтому Украина прилагает большие усилия для препятствования завершению строительства МГП Северный поток-2:
- с 26 марта 2021 г. возобновила работы украинско-польская рабочая группа по вопросам энергетики, основной целью которой является противостояние Проекту;
- Украина ограничивается громкими заявлениями и словесными атаками на флот Проекте, в то время как Польша предпринимает реальные шаги для препятствования строительству газопровода (польской стороной неуверенно отрицаемые);
- служба внешней разведки Украины (СВРУ) лишь делает регулярные заявления:
- о нарушениях экологического законодательства судами проекта, а также других нарушениях;
- 2 апреля 2021 г. сообщила о том, что из-за отказа иностранных компаний от привлечения передового технологического флота, Россия вынуждена проводить достройку МГП Северный поток-2 аварийными судами;
- в числе технологически устаревших судов, находящихся в предаварийном состоянии, названы Вени, Владислав Стрижов, Юрий Топчев, Умка, Венгери, Финвал, Errie и Катунь;
- планово-предупредительный ремонт (ППР) в Дании, который Катунь недавно проходила, подает как доказательство аварийности судна. Ни тени смущения, хотя Катунь была построена в 2016 г., а 5 лет (как впрочем и 20 лет) для морских судов - не является критичным возрастом.
Подготовка к сокращению транзита
Понимая, вероятно, что МГП Северный поток-2 властям Польши и Украины не остановить, ОГТСУ тихонько налаживает реверсную составляющую своего транзитного бизнеса:- готовится углубление сотрудничества польского и украинского рынка газа:
- создание гарантированных мощностей в направлении из Польши на Украину;
- упрощения лицензионных требований Польши в отношении украинских трейдеров;
- введение отдельного режима (выгодных тарифов и упрощенных требований к украинским трейдерам) для упрощенного транзита газа из СПГ-терминала на украинско-польской границе;
- введение дисконта на транспортировку газа для его дальнейшего хранения в украинских ПХГ;
- распределение мощностей на совместном аукционе польского и украинского операторов;
- доступ к природному газу из СПГ-терминала в г. Свиноуйсьце поможет создать значительный потенциал интеграции украинского и польского рынков природного газа.
- ОГТСУ работает со всеми своими коллегами для того, чтобы на каждой границе с Украиной применялась практика распределения мощностей в форме аукционов, что будет способствовать интеграции украинского и соседних рынков:
- с Польшей и Венгрией такая практика уже работает;
- с 1 апреля оператор ГТС Румынии Transgaz SA начал продажу мощности на точке межгосударственного соединения с Украиной Орловка / Исакча-1 на аукционной платформе RBP;
- есть надежда, что словацкие коллеги поддержат тенденцию внедрения аукционов до конца 2021 г.
Распределение мощностей на аукционах:
- это механизм продажи услуг по транспортировке природного газа,
- определен 3м энергопакетом ЕС.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина