Об этом сообщила Транснефть.
Срок исполнения обязательств по сделке - с 1 января 2020 г. до 1 января 2030 г.
После этого срок будет продлеваться на 1 календарный год до тех пор, пока одна из сторон, предварительно не уведомит другую; в части оплаты - до полного исполнения обязательств по взаиморасчетам.
Допсоглашение к договору о предоставлении услуг по транспортировке нефти по территории Украины было подписано 3 декабря 2019 г.
Помимо пролонгации договора, подписанное допсоглашение актуализирует ряд положений действующего контракта с учетом изменений на рынке услуг по транспортировке нефти.
При этом базовые принципы сотрудничества между Укртранснафтой и Транснефтью - порядок оплаты услуг и механизм взаимодействия на уровне технических служб нефтетранспортных операторов - остаются без изменений.
В мае 2019 г. глава Укртранснафты Н. Гавриленко отмечал, что компания заинтересована в подписании нового 10-летнего транзитного контракта с Транснефтью без изменения текущего тарифа.
На тот момент стороны уже согласовали вопрос тарифа на транзит, который сохранится на уровне действующего.
Ставка тарифа по контракту определяется допсоглашениями.
В 2015-2018 гг. она действовала на уровне 8,6 евро/т.
Пролонгация контракта на транзит российской нефти в Европу через территорию Украины произошла на фоне затяжного спора, касающегося транзита газа.
Успешно и быстро продлить контракт Транснефти и Укртранснафте удалось благодаря продуктивной позиции украинской стороны по этому вопросу.
В то время как вопрос транзита газа политизирован по нескольким причинам.
Одна из них - это желание США вытеснить РФ с газового рынка Европы, для того чтобы продавать там свой сжиженный природный газ (СПГ).
Кроме того зависимость европейских стран от нефти меньше, чем от газа, а возможностей отправить сырье из России и получить в Европе гораздо больше, чем в случае с газом, где альтернативных маршрутов пока не существует.
Также стоимость транзита газа многократно превышает стоимость транзита нефти.
Так, за транспортировку российского Украина получает порядка 3 млрд долл США/год и его прекращение сильно ударит по украинской ГТС и бюджету.
Любопытно, что контрактом на транзит нефти не определены обязательные фиксированные объемы прокачки, они зависят от множества факторов, включая параметры контрактов российских производителей с европейскими покупателями.
Благодаря этому Россия последовательно снижала объемы транзита через Украину.
С 1992 г. по 2001 г. транзит нефти через Украину составлял 49-53 млн т/год
В 2002 г. Россия ввела в эксплуатацию 1й маршрут Балтийского нефтепровода мощностью 12 млн т/год, а также нефтепровод к порту Новороссийска мощностью 28 млн т/год, что позволило с 2002 г. по 2010 г. снизить объемы транзита до 27-40 млн т/год.
В 2011 г. был введен в эксплуатацию 2й маршрут Балтийского нефтепровода мощностью 25 млн т/год и транзит упал до 14-18 млн т/год.
Эта тенденция сохранилась и 2018 г., когда транзит снизился на 4,3% (на 602,4 тыс. т) по сравнению с 2017 г. - до 13,3 млн т.
Автор: Д. Савосин