Об этом сообщил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутиков на пленарном заседании форума «Арктика: настоящее и будущее».
Отметка 160 млн т в 2 раза превышает показатели, запланированные на 2024 г. в рамках федерального проекта «Северный морской путь», который курирует Росатом.
Цель проекта - развитие СМП и увеличение грузопотока по нему до 80 млн т в 2024 г.
В ноябре 2019 г. пресс-служба Росатома заявила о том, что целевой показатель федерального проекта в 2019 г. по проводке грузов в объеме 26 млн т по Севморпути достигнут досрочно.
Тогда же появилась информация о планах Росатома начать транзитные грузоперевозки из Азии в Европу по Севморпути в 2027 г.
Тезисы А. Крутикова:
- за счет активного освоения минерально-сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по СМП, а значит будет развиваться его инфраструктура и судостроение;
- с учетом принятых уже в 2019 г. решений, у меня нет сомнений в достижении объема в 80 млн т в 2024 г.;
- более того к 2030 г. этот объем может увеличиться до 120 млн т, а к 2035 г. до 160 млн т;
- в ближайшие 10 лет объем грузоперевозок по Северному морскому пути будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей;
- именно удовлетворение их потребности в ледоколах, безопасности, связи, создаст базу для круглогодичного прохождения судов с коммерческой скоростью;
- а это самое необходимое (правда, недостаточное) условие для переключения на СМП международных грузов;
- мы ставим перед собой цель сделать Севморпуть глобальным конкурентоспособным транспортным коридором и начиная с 30-х годов наращивать объем международных перевозок.
Напомним, что в ноябре 2019 г. в Росатоме доложили, что основной прирост грузопотока в 2019 г. произошел за счет проекта НОВАТЭКа Ямал СПГ.
Также произошло увеличение количества отгружаемой нефти с Арктического отгрузочного нефтяного терминала Новопортовского месторождения «Ворота Арктики».
В 2018 г. был принят федеральный закон, наделяющий Росатом полномочиями в сфере развития и функционирования СМП.
Управление Северным морским путем строится на принципе «2х ключей» - за нормативное регулирование отвечает Минтранс России, а за коммерческие и хозяйственные функции - Росатом.
30 ноября 2019 г. в Минвостокразвития сообщали, что ведомство завершило работу над проектом стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 г.
Автор: А. Игнатьева