Прямая трансляция голосования велась на сайте Бундестага.
Бундестаг принял проект правительства ФРГ об изменении закона о реализации директивы ЕС 2019/692 об общих правилах для внутреннего рынка природного газа.
Это 2я попытка принять законопроект и на этот раз он был принят большинством голосов, поименного голосования не потребовалось.
Этим документом правила внутреннего рынка природного газа распространяются на газопроводы между странами-членами ЕС и государством, не входящим в ЕС.
В будущем требования должны применяться вплоть до сухопутной или морской границы государства-члена ЕС.
Газопроводы, построенные до 24 мая 2020 г., освобождаются из-под действия новых правил.
Это означает, что магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2, если он будет достроен за 191 день, не попадет под действие поправок к газовой директиве ЕС.
Поправки к газовой директиве ЕС вступили в силу 23 мая 2019 г., затем странам-членам ЕС было дано 6 месяцев на внедрение измененных норм в свои национальные законодательства.
Согласно новым правилам, нормы 3го энергопакета ЕС распространяются на газотранспортные системы (ГТС) между государствами-членами ЕС и странами, не входящими в ЕС.
По этим правилам будут регулироваться все МГП, входящие на территорию ЕС из третьих стран, включая газопроводы в территориальных морях стран ЕС.
Среди главных требований - разделение компаний-поставщиков газа и компаний, обеспечивающих транспортировку, доступ к газопроводу сторонних поставщиков, прозрачное регулирование тарифов на прокачку газа.
При принятии поправок Германия продавила пункт о возможности предоставления страной, на территории которой находится точка входа газопровода, исключения из-под действия поправок для конкретного проекта.
Германия и ЕС по сути сделали МГП Северный поток-2 фигурой умолчания.
Еврокомиссия (ЕК) говорила о том, что поправки не направлены против какого-либо проекта конкретно, а просто упорядочивает регулирование газового рынка ЕС.
Германия же не упоминала о том, что сдвигание на год даты, с которой новые газопроводы попадают под новые правила, связано именно с Северным потоком-2.
Применимость поправок к газовой директиве ЕС к МГП Северный поток-2 долгое время оставалась под вопросом.
Nord Stream 2, оператор МГП Северный поток-2, обращалась за разъяснениями по этому поводу в ЕК
Также компания предупредила, что намерена отстаивать свои права в суде, поскольку на момент принятия поправок в газовую директиву ЕС проект был почти готов.
Закон, принятый Бундестагом, безусловно, позитивен для МГП Северный поток-2, но не дает 100%-ной гарантии на получение исключения из-под действия новых правил.
Во-первых, МГП Северный поток-2 должен быть достроен до 24 мая 2020 г.
После того как Датское энергетическое агентство (DEA) в конце октября 2019 г. наконец-то дало разрешение на строительство, у Nord Stream 2 появились все необходимые документы для завершения строительства.
Подготовка к строительству датского участка уже завершена, но само строительство начнется не ранее конца ноября 2019 г., после того как истекут 4 недели, в течение которых решение DEA может быть оспорено.
Строительство датского участка займет 4-5 недель, что означает соблюдение изначально запланированных сроков строительства МГП Северный поток-2 до конца 2019 г.
Может вмешаться погодный фактор, поскольку Балтийское море осенью и зимой неспокойно, но это не сдвинет сроки далее чем на 2 недели.
Также есть более серьезный риск - не исключено, что противники Северного потока-2 развернут судебные разбирательства по поводу решения DEA, причем исход будет неважен, главное затягивание времени.
В этом случае прогнозировать сроки завершения строительства датского участка газопровода прогнозировать сложно и МГП Северный поток-2 попадет под действие поправок к газовой директиве ЕС.
Во-вторых, Бундестаг не последняя инстанция в вопросе предоставления исключения из новых правил ЕС для Северного потока-2.
Имплементация газовой директивы ЕС в законодательство Германии получилось, мягко говоря, неоднозначной.
С одной стороны, каждая страна ЕС сама определяет, как внедрять нормы ЕС в национальное законодательство.
Но с другой стороны, ЕК может решить, что одобренный Бундестагом закон не соответствует положениям газовой директивы и подать иск в суд ЕС на Германию.
Автор: Е. Алифирова