Об этом 5 ноября сообщила компания.
Впрочем раньше и не получится.
По условиям контракта с Hoegh LNG у Литвы появится право выкупа FSRU именно 31 декабря 2024 г.
Власти Литвы попытались было договориться с викингами о досрочном выкупе судна, но не тут-то было - Hoegh LNG не хотела упускать выгоду.
В настоящее время Клайпедский плавучий регазификационный терминал сжиженного газа (FSRU) Независимость стоит у причала в Клайпедском порту, обеспечивая импорт сжиженного природного газа (СПГ) в Литву.
Анонсируемая цель выкупа - обеспечение долгосрочного импорта СПГ в Литву.
Это коррелируется с идеей властей сформировать кластер СПГ в Литвы.
Чего-чего, а бесценный опыт эксплуатации FSRU у Klaipedos Nafta имеется.
В Кластер СПГ власти Литвы хотят объединить Klaipedos Nafta, Vakarų laivų gamykla, Клайпедский университет, Клайпедский научно-технологический парк, Высшую мореходную школу, Клайпедскую СЭЗ, Emerson и SGS.
Деятельность кластера координирует Клайпедский научно-технологический парк.
Приобретение FSRU будет финансироваться за счет займов и других мер.
Klaipedos Nafta также подаст в Национальный совет по регулированию энергетики предложения о снижении дополнительного компонента безопасности СПГ -терминала до цены на транспортировку природного газа.
Компания также решила вступить в переговоры с финансовыми учреждениями относительно финансирования приобретения FSRU.
Ожидается, что соглашение будет достигнуто к концу апреля 2020 г, получение одобрения властей - в мае 2021 г.
Компания также решила заключить соглашение о кредите с Северным инвестиционным банком (NIB) от имени компании, заимствуя у NIB до 135,5 млн. Евро (150,8 млн долл США) на срок до 26 лет.
Эксперты ранее анонсировали диапазон 121-160 млн евро, которые потребуются Литве на выкуп судна.
Судя по кредиту, сделка пройдет по максимальному значению диапазона.
Однако это не так.
Средства от займа пойдут не на покупку, а на выплату арендной платы, чтобы снизить бремя с населения и бизнеса.
Решения правления Klaipedos Nafta должны быть согласованы с акционерами на созываемом общем собрании акционеров.
Власти Литвы давно перестали доказывать эффективность проекта FSRU Независимость.
Сделать это сложно, если учесть, что эксплуатационные расходы составляют около 66 млн евро/год или 5,5 млн евро/мес, а доходы - 5,6 млн - 6,7 млн евро/мес.
Большая часть этих расходов приходится бизнес и промышленность, что негативно влияет на экономику Литвы.
Пропускная мощность FSRU Независимость - 4 млрд м3/год газа, но эффективность невелика еще и потому, что плечо транспортировки СПГ довольно большое, за время доставки СПГ танкерами - газовозами из США и Катара компонентный состав СПГ меняется из-за отпарного газа.
Доставка из РФ была бы выгоднее, в сравнении с американским СПГ, но это - дело политическое.
То ли продать, то ли использовать как танкер-газовоз, то ли оставить как СПГ-терминал.
Сейм Литвы в декабре 2018 г. принял поправки к закону о выкупе FSRU Независимость у норвежской компании Hoegh LNG, что позволит сократить расходы на его эксплуатацию на 23-25 млн евро/год до около 42 млн евро/год или 3,5 млн евро/год.
В 2019 г. власти предполагают снизить стоимость использования FSRU до 43 млн евро/год, к 2024 г. - до 40 млн евро/год, к 2034 г. - до 37 млн евро/год, к 2043 г - до 35 млн евро/год.
В России есть подобный проект - FSRU Маршал Василевский, введенный в эксплуатацию 8 января 2019 г. с целью обеспечения энергонезависимости российского эксклава - Калининградской области.
Автор: О. Бахтина