Об этом исполнительный директор Нафтогаза Ю. Витренко написал 18 июня 2019 г. на своей странице в Facebook.
Действующий контракт между Газпромом и Нафтогазом на транзит российского газа по украинской газотранспортной системе (ГТС) в Европу действует до конца 2019 г.
Условия нового транзитного контракта находятся в стадии обсуждения.
В январе 2019 г. прошел 1й раунд переговоров в формате Россия - Украина - ЕС, на котором были озвучены позиции сторон, но конкретные решения не приняты.
2й раунд был запланирован на май 2019 г., но был отложен в связи с прошедшими выборами президента и предстоящими выборами в парламент Украины.
Сейчас речь идет о 2й половине сентября 2019 г., что сильно нервирует украинскую сторону.
Действительно, времени останется немного.
К главному вопросу об объемах транзита добавляется и ряд моментов в украинском законодательстве, препятствующих заключению транзитного контракта на европейских условиях, чего так хочет Украина.
Анбандлинг (выделение функции оператора ГТС) на Украине будет возможно лишь после 2019 г., что обусловлено действующим транзитным контрактом.
Нафтогаз по-прежнему совмещает работу на оптовом рынке газа и функцию транспортировки, которую осуществляет дочка Нафтогаза Укртрансгаз.
На эту проблему в ходе пресс-конференции Газпрома на тему: «Экспорт и повышение надежности поставок газа в Европу» обратил внимание член правления и глава юридического департамента Газпрома С. Кузнец, подтвердивший, что на данный момент невозможно заключить контракт на транзит газа с Нафтогазом на европейских условиях.
При этом Газпром готов обсуждать с Нафтогазом различные варианты, уточнила зампред правления Газпрома, гендиректор Газпром экспорта Е. Бурмистрова.
Газпром готов как на среднесрочный, так и краткосрочный транзитный контракт с украинской стороной.
Вообще Газпром готов обсуждать любые варианты, но необходимо понять, с кем это обсуждать.
Газпром уже предлагал Нафтогазу 0й вариант - заключить мировое соглашение и начать переговоры с чистого листа.
По словам С. Кузнеца, украинская сторона с этими условиями не согласилась и пытается упорно поменять формат соглашения.
Украина считает правильным оставить как есть решение, которое вынесено в пользу Нафтогаза в Стокгольмском арбитраже.
А по своим будущим требованиям Нафтогаз уже готов заключить мировое соглашение.
Ситуацию С. Кузнец прокомментировал анекдотом про Винни-Пуха: «нам прислали 10 апельсинов, давайте поровну поделим, но свои 8 я уже съел».
Впрочем, отношение властей Украины характеризует и другой факт, который комментировал С. Кузнец.
Пытливые обыватели нашли на сайте Нафтогаза счетчик с пени, согласно которому компания взыскала с Газпрома 2 млрд долл США.
С. Кузнец поведал, что официальных взысканий не было, аресты были приостановлены, Газпром настаивает на урегулировании ситуации в досудебном порядке.
Фактически, власти Украины вводят в заблуждение сообщество.
Однако Нафтогаз нашел свое собственное лекарство от этих противоречий и свой собственный 0й вариант - своп.
Тезисы от Ю. Витренко:
- Запасной вариант у нас есть.
- Если Газпром не хочет брать на себя риски, связанные с украинским регулятором и оператором ГТС (а по европейским правилам именно оператор и национальный регулятор имеют соответствующие полномочия устанавливать/менять тарифы и другие существенные условия договора), то Нафтогаз готов взять эти риски на себя.
- Нафтогаз предлагает Газпрому заключить с Нафтогазом контракт не на услуги транспортировки, а на своп газа.
- По своп - контракту Газпром будет передавать украинской стороне на границе с Россией определенный объем газа (точнее определенную энергетическую ценность газа), а Нафтогаз будет передавать такой же объем на границе с ЕС.
- Объем сдачи газа будет подтверждаться операторами ГТС Словакии, Венгрии, Польши, Румынии.
- Плата за транзит в своп - контракте будет оформлена не как тариф на транспортировку, а как маржа, размер которой украинская компания рассчитает в соответствии с европейскими правилами, согласует с представителями ЕС и представит для переговоров с Газпромом.
- Дополнительное условие - заключение Газпромом и Укртрансгазом соглашения о соединении украинской и российской ГТС.
- Нафтогаз устраивает предложение ЕС - обеспечить техническую возможность (мощности) для поступления газа из России на Украину в объеме не менее 90 млрд м3/год газа.
- Т.е. будет 30 млрд м3/год для дополнительных объемов транзита, доступных как для газпромовского газа, так и для газа других компаний.
- Нафтогаз всегда готов к конструктивным переговорам по определению справедливых условий транзита газа через Украину.
Предложения интересные, но не новые.
Нафтогаз начинает старую песню о главном, по сути, предлагая перенести точку сдачи с западной границы Украины на восточную.
Это предложение Украина озвучивала неоднократно, но это невыгодно ни Газпрому, ни европейским покупателям.
Точка сдачи газа является вопросом взаимоотношений Газпрома и его клиентов по долгосрочным контрактам, но никак не Украины.
Это не нужно и европейским компаниям, поскольку за транзит газа по территории Украины отвечает Газпром, а в случае с переносом точки сдачи на восточную границу надежность транзита будет уже головной болью Европы.
В случае свопа в эту схему встраивается украинский посредник, что понравится Европе еще меньше.
Особенно, если учесть, что Нафтогаз предлагает Газпрому фактически путь обхода европейских газовых правил, с которыми сам же и носится как с главной ценностью.
Второй важный момент - объемы транзита газа по украинской ГТС.
Ранее Нафтогаз рассчитывал на транзит 110 млрд м3/год газа.
С вводом новых экспортных газопроводов Турецкий поток и Северный поток-2 Газпром сократит транзит газа через Украину.
Правда об изначально заявленных 10-15 млрд м3/год газа речи уже не идет, объем очевидно будет больше.
У Газпрома появился экспортный резерв около 30 млрд м3/год газа из-за сокращения пропускной мощности 4-ниточного МГП Турецкой поток до 2 ниток, это вполне реально.
Но это не 60 млрд м3/год газа, о которых заявил Нафтогаз.
Экономически целесообразным и приемлемым как для российской, так и для украинской стороны был бы объем 25-40 млрд м3/год.
Есть еще технический момент, делающий украинский своп для Газпрома неприемлемым.
Если долгосрочный контракт на транзит, то загруженность ГТС полностью прогнозируема и понятен объем того технологического газа, который необходим для подержания давления в системе.
Поддерживать же заполненность трубы газом в случае разовых операций, чем как раз и характеризуется своп, требует очень больших затрат и экономически неэффективно.
Особенно если вспомнить о 30 млрд м3/год газа мощностей для неких сторонних поставщиков газа.
Да и техническое состояние некогда уникальной украинской ГТС оставляет желать лучшего, что чревато большими потерями при транспортировке.
Недаром глава Минэнерго РФ А. Новак ранее сравнивал ГТС Украины со старыми Жигулями...
Автор: Е. Алифирова