Не всем удасться сэкономить
Повышение грузовых тарифов на ж-д перевозки для разных отраслей будет неодинаковым
Унификация тарифов для грузов, следующих через порты, лишает МПС доходов на сумму 19,8 млрд руб. в годовом исчислении. Именно столько российский бизнес в целом сэкономит на транспортных издержках в результате тарифной унификации. Однако не всем отраслям повезло одинаково. Например, ничего не выиграют алюминщики: тариф на перевозку их продукции предлагается увеличить на 200% по сравнению с нынешним внутренним - т. е. фактически до уровня действующего экспортного.
Именно вокруг "алюминиевого тарифа" в последние дни началась шумиха. В пятничном номере "Ведомостей" на правах рекламы было опубликовано письмо премьеру Михаилу Касьянову, подписанное директорами заводов, использующих цветные металлы в качестве сырья. А в субботу похожее письмо, только за подписями глав "АвтоВАЗа", ГАЗа и КамАЗа вышло в "Коммерсанте". В обоих посланиях говорится, что предлагаемое утроение тарифа на перевозку цветных металлов повредит отечественной промышленности. Например, продукция российских автозаводов станет менее конкурентоспособной, потому что единственный ее козырь - цена.
Правда, премьер вряд ли поверит авторам писем: по словам аналитика "Альфа-банка" Максима Матвеева, доля алюминия в цене на автомобиль - не более 5%. "Эти письма надо воспринимать как PR-акцию алюминщиков", - говорит Матвеев.
В МПС пока никак не объясняют жесткое отношение к алюминщикам (больше ничьи тарифы на 200% поднимать не предлагается). Но объяснять придется. Сегодня министр экономразвития Герман Греф проводит совещание с руководителями министерства, на котором планируется обсуждать несколько вариантов повышения тарифов на перевозку алюминия. Диапазон - от 64% до тех самых 200%.
Опасаясь, что правительство пойдет на поводу у министра Николая Аксененко, холдинг "Русский алюминий" уже запустил пробный проект отправки "крылатого металла" по Енисею, а затем через Северный морской путь в Роттердам. В компании говорят, что такая доставка дешевле железнодорожной на 30 - 40% , однако она невозможна зимой.
А вот у предприятий черной металлургии таких проблем не будет. Для них единый тариф будет на 45% выше нынешнего внутреннего, а по некоторым номенклатурам повышения вообще не будет. На нескольких экспортно ориентированных предприятиях черной металлургии "Ведомостям" сообщили, что такая унификация металлургам выгодна: экономия на транспортных издержках для крупных заводов составит $50 - 70 млн в год.
Тариф на нефтепродукты предлагается сделать на 18 - 21% выше нынешнего внутреннего. Аналитики считают, что это не отразится на величине выплат нефтяников в казну МПС. "В России экспорт нефтепродуктов в два раза меньше внутреннего потребления, - говорит Иван Мазалов из "Тройки Диалог ". - В связи с унификацией тарифов нефтяники немного сэкономят на экспортных программах, но немного проиграют на перевозках по внутреннему рынку, а баланс сохранится тот же". "Сургутнефтегаз" и "Славнефть", больше других ориентированные на экспорт нефтепродуктов, от унификации скорее выиграют, считает Мазалов. А "ЛУКОЙЛ", продающий нефтепродукты в основном внутри страны, немного проиграет.
Но особенно повезло экспортерам угля, кокса, железной руды, щебня, минеральных удобрений. Если комиссия Христенко согласится с предложениями МПС, эти товары повезут за границу по нынешнему внутреннему тарифу. Есть и группа товаров - продовольствие, кирпич, цемент, спирты, целлюлоза, каучуки, автомобили, - на которые тариф предлагается повысить всего на 5%. Тоже не повод писать письма премьеру.