Газпром и Роснано обсуждают возможность создания совместного проекта по переводу газопроводов с металлических труб на композитные, заявил председатель правления Роснано А. Чубайс.
«Мы договорились с А. Миллером о создании рабочей группы, которая призвана глубоко проанализировать возможности... другой технологической платформы, переход в магистральных газовых трубах от металла к композитам, - сказал А. Чубайс 22 мая 2013 г на инновационном форуме в Томске. - Пока мы в начале пути. Но это первые шаги, если они подтвердятся, а я надеюсь, что до конца 2013 г мы развилку пройдем».
По мнению главы Роснано, если эта задача будет признана реалистичной, это означает, что «в этой отрасли появляется драйвер, если не на сотни, то на десятки миллиардов руб/год, совершенно точно.
А. Миллер в свою очередь, отметил, что сейчас уже можно говорить о существовании своего рода Газпром-нано:
«Мы уже имеем Газпром-нано в том формате сотрудничества, о котором говорил А. Чубайс»,
А.Миллер отметил, что переход на композитные трубы носит революционный характер:
«Композиционные материалы могут навсегда решить проблему коррозии. Без сомнения эти проекты позволят нам достичь оптимизации затрат. Газпром решает таким образом проблему рабочего давления, а отсюда уменьшение числа компрессорных станций, и труба становится практически вечной».
Например, углеродные волокна характеризуются высокой силой натяжения, низким удельным весом, низким коэффициентом температурного расширения и химической инертностью.
Однако нельзя сказать, что Газпром торопится перейти на композитные трубы.
«Амбициозные газотранспортные проекты Газпрома – огромное поле для разработки и внедрения современных наукоемких решений. И задача РОСНАНО, чтобы эти решения принесли Газпрому существенный долгосрочный экономический эффект», – энергично заявил А. Миллер еще на совещании 27 декабря 2012 г, где Газпром и РОСНАНО обсудили тему внедрения нанотехнологической продукции на производственных объектах Газпрома.
За это время революционных шагов пока не сделано.
В какой -то степени Газпром понять можно, потому что при неоспоримых преимуществах (прочности, жесткости, износостойкости и тд), композитные материалы пока имеют недостатки (гигросокопичность, низкая ударная вязкость, нетехнологичность и неремонтопригодность и, конечно, высокая стоимость).
Напомним, соглашение о сотрудничестве по внедрению нанотехнологий, наноматериалов и наносистем в области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов было подписано в середине марта 2013 г между компаниями Транснефть и Роснано.
Договор о стратегическом партнерстве между компаниями подписали президент Транснефти Н. Токарев и председатель правления Роснано А.Чубайс.