5 марта 2015 г стало известно, что Газпром обратился в Нафтогаз с заявкой на транзит 174,3 млн м3 газа на 6 марта 2015 г.
Заявка на предыдущий день, 5 марта 2015 г была 110,3 млн м3газа, то есть заявка на транзит газа в ЕС увеличена Газпромом почти на 58% в течение 1х суток.
Нафтогаз немедленно заявил о готовности выполнить заявку на 6 марта 2015 г в полном объеме.
Хотя мог этого бы и не делать.
Согласно техническому соглашению между Нафтогазом и Газпромом, допустимые отклонения суточных объемов от среднесуточного составляют на ГИС Ужгород не более +/- 4,5%, а на остальных пунктах приема газа на западной границе Украины - не более +/- 6,5%.
В случае превышения допустимых отклонений, Газпром, по мнению Нафтогаза, обязан обеспечить наличие собственного газа в ПХГ Украины для компенсации такого превышения или поставить дополнительный объем газа за 36 часов до предполагаемого выполнения заявки.
Если Газпром не компенсировал превышение допустимых отклонений указанными в контракте этими способами, украинская сторона, теоретически, не несет ответственности за выполнение такой заявки.
И здесь есть интрига.
По мнению Украины, Газпром должен либо хранить газ в ПХГ Украины, либо компенсировать этот газ дополнительными поставками на Украину, но не делает этого.
Однако отказать Газпрому Нафтогаз не может.
Газпром сделал чрезвычайно хитрый ход, увеличив заявку на 58%.
Это, конечно, может быть просьбой Европы, косвенным подтверждением дефицита газа в которой является заявление о том, что ЕС не может увеличить поставки газа на Украину.
Газпром уже оказывает гуманитарную газовую помощь Новороссии, которую власти Украины считают своей территорией.
В этой ситуации, Украина не может не выполнить транзит увеличенного объема российского газа в ЕС.