Турайбиль, Ирак, 5 фев - ИА Neftegaz.RU. Ирак и Иордания договорились о строительстве магистрального нефтепровода (МНП), который свяжет иракский порт Басра на р. Шатт-эль-Араб, впадающей в Персидский залив, и иорданский порт Акаба на берегу одноименного залива Красного моря.
О достижении такой договоренности 3 февраля 2019 г. объявили премьер-министр Ирака А. аль-Махди и премьер-министр Иордании О. аль-Раззаз.
Высокопоставленные делегации 2 стран встретились на КПП Турайбиль/аль-Карама - единственном на иракско-иорданской границе.
Согласно договоренности, стороны начнут исследования, необходимые для строительства нефтепровода.
МНП Ирак - Иордания пройдет через регион Хадита и обеспечит Ираку диверсификацию каналов экспорта нефти.
Тема эта очень важная для Ирака, поскольку отношения между Ираком и Иракским Курдистаном очень сложные, а через территорию курдской автономии как раз проходит МНП Киркук - Джейхан, по которому иракская нефть идет в Турцию.
Еще сильнее отношения центрального правительства Ирака с Иракским Курдистаном напряглись после референдума в сентябре 2017 г., когда курды проголосовали за независимость.
Власти Ирака референдум не признали, а в отношении нефтеносной провинции Киркук, находящейся в зоне влияния курдов, провели военную операцию, установив над ней контроль.
В конце-концов, Ирак и Иракский Курдистан договорились о возобновлении 16 ноября 2018 г. экспорта нефти из Киркука в порт Джейхан, но проблема зависимости экспорта нефти от курдов центральные власти Ирака сильно беспокоит.
Новые каналы экспорта Ирак было нашел, начав экспорт в Иран нефти из Киркука, причем перевозки осуществлялись автоцистернами, а в перспективе были планы по строительству МНП.
Но санкции США против Ирана поставили проект под вопрос.
Потому и был воскрешен проект МНП Ирак - Иордания, о строительстве которого страны договорились еще в сентябре 2012 г.
В 2013 г. Ирак даже начинал практические работы по проектированию МНП, на тот момент стоимость проекта оценивалась в 18 млрд долл США.
Причем задумка была даже более масштабной, поскольку Ирак планировал его как 2-этапный:
- МНП Басра - Акаба протяженностью 1680 км (680 км по территории Ирака и 1000 км по территории Иордании) и мощностью 1 млн барр/сутки,
- МНП Басра - Банияс (Сирия) мощностью 1,25 млн барр/сутки, открывавший иракской нефти еще 1 канал доступа в Средиземном море.
Но война в Сирии практически сразу же исключила 2й этап, а когда террористы ИГ (запрещена в России) начали захват иракских территорий, о МНП Басра - Акаба также забыли.
В ходе встречи премьер-министры также договорились о том, что Ирак обеспечит Иорданию 10 тыс. барр./сутки нефти.
Нефть будет поставляться из провинции Киркук автомобильным транспортом.
Транспортные расходы будут учитываться в рамках сделки, но Ирак обещал Иордании скидку на поставляемую нефть.
Иордания же в течение менее чем 2 лет начнет поставлять Багдаду электроэнергию.
Технические исследования этого вопроса начнутся в ближайшие 3 месяца.
Помимо строительства МНП Басра - Акаба и взаимных поставок нефти и электроэнергии, А. аль-Махди и О. аль-Раззаз договорились еще о ряде совместных иракско-иорданских проектов.
Так, на границе 2 стран планируется создание совместной промышленной зоны, где будут обеспечены взаимовыгодные условия для торговли.
Иорданское правительство определило координаты площадки со своей стороны и выделило площадь размером около 200 га для создания промышленной зоны, которую в будущем можно будет увеличить еще на 1000 га.
Аналогичные меры будут приняты иракской стороной.
Помимо этого, Ирак выделит павильон Иордании на международной выставке в Багдаде для демонстрации иорданской продукции.
Также стороны договорились об освобождении иорданских товаров от таможенных пошлин за исключением тех, аналоги которых производятся в Ираке.
В свою очередь иорданские власти снизили на 75% таможенные пошлины для ввозимых через порт Акаба иракских товаров.
Также стороны договорились о сотрудничестве между авиакомпаниями стран Royal Jordanian и Iraqi Airways, которые будут выполнять рейсы в рамках соглашения codeshare (код-шеринг).
Автор: Е. Алифирова