Об этом 24 сентября 2021 г. сообщает Объединенная судостроительная корпорация.
НИС Пионер-М:
- строится для Севастопольского государственного университета;
- это маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа с корпусом из композитных материалов;
- использует технологии безэкипажного судовождения:
- интегрированная система управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями (НИЛ);
- эксплуатация - круглогодичная, в акваториях Черного и Азовского морей.
После спуска на воду на СНССЗ продолжатся главные для проекта работы:
- достройка НИС;
- начинка безэкипажными системами и механизмами;
- внутренние отделочные работы;
- электромонтажные работы.
Проект разрабатывали студенты из 7 ВУЗов РФ - гг. Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока.
Судостроители Средне-Невского судостроительного завода:
- освоили строительство кораблей и судов из 4 видов материалов: судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы, российские композиционные материалы;
- использует современную технологию вакуумной инфузии при изготовлении конструкций из композитных материалов.
Заложено на СНССЗ в 2019 г.
Преимущества безэкипажных судов:
- минимизация издержек при строительстве судов,
- удешевление перевозок,
- снижение экологической нагрузки на акватории рек и морей.
Участники проекта:
- Минобрнауки РФ,
- Агентство стратегических инициатив (АСИ),
- Центр судоремонта Звездочка. При этом «Пионер-М» – первый федеральный проект по созданию НИС с участием талантливых студентов страны.
Технические характеристики и главные размерения судна:
- маломерное судно катамаранного типа с корпусом из композиционных материалов;
- длина - около 26 метров, ширина – 9 м,
- максимальная скорость - 10 узлов,
- автономность - 5 суток,
- дальность плавания - 500 миль,
- водоизмещение - 114 тонн.
Работы по созданию безэкипажных судов в РФ
- В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. В. Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ), в тч систему MariNet - распределенные системы морского транспорта без экипажа, одним из приоритетов государственной политики;
- в июле 2018 г. на Международном морском салоне на Дальнем Востоке:
- замминистра промышленности и торговли РФ О. Рязанцев поведал о необходимости активно участвовать в развитии технологий управления судами без экипажей;
- Средне-Невский ССЗ анонсировал намерение участвовать с ДВФУ в создании Дальневосточного центра композитных технологий;
- 5 декабря 2020 г. М. Мишустин подписал Постановление о проведении эксперимента по эксплуатации автономных (беспилотных) судов с 10 декабря 2020 г. до конца 2025 г;
- Росморпорт начал испытания оборудования для модернизации обычные суда в безэкипажные на земснаряде Редут и грунтовозной шаланде «Рабочая»;
- в июне 2021 г. первый замглавы Минпромторга РФ В. Осьмаков сообщил, что Россия и Германия ведут разработку ТЗ для производства электропаромов на солнечной энергии.
Мировое беспилотное судостроение
Западные страны больше нацелены на внедрение концепции безэкипажных судов.В основу работ уже заложено конкретное применение.
- в мае 2021 г. Huntington Ingalls Industries из г. Ньюпорт-Ньюс объявила о контракте с ВМФ США на строительство 2 беспилотных подводных аппарата (БПА) малого класса нового поколения REMUS 300;
- в мае 2021 г. Huntington Ingalls Industries показала новое беспилотное надводное судно (БПНА).
- в июне 2021 г. Wärtsilä начала разработку безэкипажной внутрипортовой межтерминальной контейнерной баржи - челнока;