Об этом 10 июля сообщил исполнительный вице-президент японской компании Х. Мори в кулуарах семинара ОПЕК.
Тезисы Х. Мори:
- мы сосредоточены на проекте и хотели бы обсудить с оператором его будущее, когда проект будет готов;
- у компании нет планов по продаже своей доли участия в Арктик СПГ-2,
- мы стараемся сохранить текущий статус проекта.
Тезисы исполнительного вице-президента JOGMEC:
- это сложный проект;
- надеюсь, в будущем поставки начнутся, но точное время сказать не могу;
- у России большой газовый потенциал;
- мы рассматриваем это, как и раньше;
- сейчас не время для вхождения в другие газовые проекты в РФ, но в будущем.
Арктик СПГ-2
- проект СПГ-завода реализуется на п-ве Гыдан на базе Утреннего нефтегазоконденсатного месторождения:
- доказанные и вероятные запасы Утреннего месторождения по стандартам PRMS (на 31 декабря 2020 г.) составили 1434 млрд м3 природного газа и до 90 млн т жидких углеводородов;
- по плану, проект должен включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата, размещенных в акватории Обской губы на основаниях гравитационного типа (ОГТ);
- расположен примерно в 70 км к юго-востоку от порта Сабетта в районе Обской губы, где расположен экспортный терминал Ямал СПГ;
- основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый.
2я линия была доставлена к месту работы в августе 2024 г., и как сообщалось в мае 2025 г., была введена в эксплуатацию.
По неофициальным данным, сроки строительства 3й линии сжижения сдвинуты как минимум на 2028 г.
Отгрузки СПГ, по неофициальным данным, начались в августе 2024 г., однако информации о фактическом начале экспорта не было.
Согласно данным отслеживания судов, собранных Bloomberg, Арктик СПГ-2 отгрузил 8 партий СПГ - по 3 в августе и сентябре 2024 г. и еще 2 в октябре.
СПГ переваливался на плавучие хранилища СПГ (FSU) Saam FSU в Мурманской области и Koryak FSU в Камчатском крае, которые также попали под санкции США.
Арктик СПГ-2 практически полностью находится под американскими санкциями.
Так, под санкциями США находятся:
- компания-оператор проекта;
- плавучие хранилища СПГ;
- строящиеся на ССК Звезда танкеры-газовозы ледового класса Arc7;
- конвенциональные танкеры-газовозы, подозреваемые в вывозе СПГ с Арктик СПГ-2.
Но, несмотря на фиксировавшиеся в 2024 г. подходы танкеров-газовозов к основаниям гравитационного типа (ОГТ) в Обской губе, на которых установлены линии сжижения Арктик СПГ-2, никаких данных о реально экспортированном СПГ с проекта нет.
В настоящее время пристальное внимание издания к Арктик СПГ-2 спровоцировано возможным началом нового навигационного сезона для конвенциональных танкеров в акватории Северного морского пути (СМП).
27 июня 2025 г. танкер-газовоз Iris (ранее North Sky) ледового класса Arc4, находящийся под санкциями США, ЕС и Великобритании, пришвартовался на Арктик СПГ-2.
По данным издания, судно отбыло с Арктик СПГ-2 29 июня, причем осадка танкера, которую экипаж вводит вручную, увеличилась, что может указывать на то, что танкер загрузил там какой-то груз.
Танкер направляется в Мурманск, куда он должен прибыть 2 июля.






