Об этом сообщает РБК со ссылкой на источники.
По данным источников:
- работы в ЦСКМС решено свести до минимально необходимых,
- в таком режиме ЦСКМС будет функционировать до конца 2025 г. - начала 2026 г., после чего вернется к полномасштабной деятельности;
- ожидается, что 3я линия сжижения мощностью 6,6 млн т СПГ/год будет полностью готова и введена в эксплуатацию в 2028 г.,
- ранее запуск линии ожидался в 2026 г.
Причины решения
Пересмотр сроков строительства 3й технологической линии на железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ-3) связан с:
- сложностями с доступом к необходимому оборудованию;
- нехваткой танкеров усиленного ледового класса arc7, способных обеспечить вывоз СПГ с проекта не только в теплый сезон.
Высвободившихся рабочих перенаправят на основное место производства СПГ месторождение Утреннее и на судоверфь Звезда, которая строит танкеры Arc7 для Арктик СПГ-2.
Арктик СПГ-2 и его танкеры
СПГ-завод Арктик СПГ-2 реализуется на п-ве Гыдан на базе Утреннего месторождения.
Основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый.
По плану, проект должен включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата, размещенных в акватории Обской губы:
- 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г.,
- но отгрузки СПГ долгое время оставались заблокированными из-за отсутствия танкеров-газовозов и введенных в ноябре 2023 г. блокирующих санкций США;
- 2я технологическая линия в середине августа 2024 г. была доставлена к будущему месту работы,
- ее длина - около 330 метров, а ширина - около 150 метров,
- с учетом того, что размеры совпадают с 1 линией, ее вес может составлять те же 640 тыс т.,
- транспортировка заняла 22 дня (для сравнения: операция по морской транспортировке 1й линии по тому же маршруту заняла 21 день и завершилась 13 августа 2023 г.).
На данный момент ледовая обстановка позволяет вывозить СПГ обычными танкерами-газовозами, но с наступлением зимы вопрос с танкерами-газовозами ледового класса Arc7 встанет очень остро.
НОВАТЭК сейчас прикладывает усилия для достройки на ССК Звезда 3 спущенных на воду танкеров (Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте).
Сдача 1го и 2го танкера предварительно ожидается в конце 2024 и начале 2025 гг. соответственно, но по оснащению следующих судов, в т.ч. криогенным оборудованием, есть проблемы.
Автор: А. Гончаренко