Об этом сообщил Reuters.
По информации издания, компания планирует запустить только 2 производственные линии, а 3ю перебросить на строительство нового СПГ-завода в г. Мурманске.
Зачем это нужно?
Сокращение проекта позволит компании решить проблему дефицита судов для транспортировки сжиженного газа, поскольку при строительстве завода в г. Мурманске могут использоваться обычные танкеры-газовозы.В настоящее время даже обычные танкеры газовозы России непросто найти на открытом рынке (их не так много, как нефтеналивных танкеров и они более подвержены санкционным рискам), не говоря уже о танкерах-газовозах ледового класса.
С этой точки зрения г. Мурманск, где не требуются суда арктического класса, может быть более привлекательной точкой для строительства СПГ-завода.
В 2023 г. глава НОВАТЭКа Л. Михельсон заявлял, что завод в Мурманске будет состоять из 3х линий:
- 2 из них запустят в 2027 и 2029 гг.;
- сжиженный газ с предприятия будет использован в т.ч. для газификации Мурманской области и севера Карелии.
Арктик СПГ-2, газовозы и санкции
Планировалось, что Арктик СПГ-2 станет крупнейшим в России предприятием по производству сжиженного природного газа:- предполагает разработку Утреннего газоконденсатного месторождения (ГКМ) на п-ве Гыдан, производство и экспорт СПГ и газового конденсата;
- будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью:
- 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая),
- 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата;
- основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый;
Тем не менее, 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г.
В феврале 2024 г. под ограничениями оказался и Совкомфлот, который занимался обслуживанием специальных газовозов для Арктик СПГ-2.
В итоге все акционеры Арктик СПГ-2, включая НОВАТЭК, объявили покупателям о форс-мажорных обстоятельствах с будущими поставками топлива.
Это означало отказ акционеров от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ.
В настоящее время вопрос с танкерами-газовозами для вывоза СПГ с проекта остается открытым.
При полном отсутствии готовых танкеров для проекта, формально, к этому процессу могли бы привлекаться танкеры-газовозы с проекта Ямал СПГ, но санкционные риски не позволят иностранным судовладельцам пойти на такую переброску своих судов.
СКФ владеет единственным танкером-газовозом Arc7 - Кристоф де Маржери, головное судно серии судов Yamalmax для проекта Ямал СПГ.
На возможность его использования в рамках проекта Арктик СПГ-2 ранее указывали СМИ, в т.ч. Reuters.
Статус танкеров-газовозов, строящихся на ССК Звезда, неясен;
- в сентябре 2023 г. на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин;
- тогда сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте;
- однако степень их готовности пока неизвестна.
Кому нужен газ НОВАТЭКа?
Ранее стало известно, что доля российского СПГ в общем европейском импорте выросла до 15% за последние месяцы.При этом:
- формально конечные потребители получают якобы европейский газ, поскольку при его поступлении в порты Испании, Франции, Нидерландов или Бельгии он теряет российскую маркировку;
- рост может быть временным и основываться на скидках на российко-нероссийский сжиженный газ;
- нужно понимать, что российский след теряется уже при погрузке СПГ в танкер, посокльку топливо сразу становится собственностью, как правило, международных трейдеров — как европейских, так китайских компаний, и все это может идти на рынок ЕС;
- НОВАТЭКу очень важно как можно быстрее освободить танкеры арктического класса, вернуться за новой партией, поэтому даже те объемы, которые он направляет на азиатские рынки, идут с перевалкой в Европе и по статистике засчитываются как поставка в ЕС.