Мурманск, 24 ноя - ИА Neftegaz.RU. НОВАТЭК, судя по всему, возвращается к перевалке сжиженного природного газа (СПГ) по технологии «борт в борт» (с судна на судно, STS) с Ямал СПГ в районе порта г. Мурманск, уходя от таких операций в Норвегии.
Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на данные сервисов для слежения за судами.
Ранее НОВАТЭК проводил подобные операции на терминале в районе порта Хоннингсвог (северо-западное побережье Норвегии).
Однако Норвегия столкнулась с давлением со стороны США, которые были недовольно использованием норвежского порта НОВАТЭКом.
Штаты в рамках борьбы с Россией за премиальный европейский газовый рынок утверждали, что такие операции подрывают усилия Европы по диверсификации поставок, укрепляя ее зависимость от российского газа.
В результате НОВАТЭК сообщил, что перенесет перевалку к о. Кильдин в 60 км к северо-востоку от г. Мурманск до конца 2019 г.
Но глава компании Л. Михельсон отмечал, что для этого приходится проходить множество согласований.
В частности с Минобороны РФ, поскольку в Мурманской области находятся основные базы Северного флота РФ.
Кроме того, погодные и иные условия для самой перевалки борт-в-борт в Хоннингсвоге более благоприятны, нежели в Кильдинском проливе.
Тестовая постановка танкера-газовоза Кристоф де Маржери на Временном рейдовом перегрузочном комплексе (ВРПК) была успешно отработана в начале августа 2020 г. с привлечением вспомогательных судов.
Танкер Николай Евгенов ледового класса Arc7 и конвенциональный танкер Yamal Spirit 21 ноября 2020 г. пришвартовались под г. Мурманск для перевалки, которая должна пройти 24 ноября 2020 г.
Впервые у берегов Норвегии НОВАТЭК осуществил перевалку СПГ в ноябре 2018 г.
Таким образом компания оптимизирует логистическую схему транспортировки СПГ с завода Ямал СПГ в европейском направлении.
Перегрузка СПГ с танкеров-газовозов ледового класса Arc7 позволяет снизить расходы расходы на транспортировку СПГ, а также увеличить оборачиваемость танкеров высокого ледового класса.
Такая необходимость появилась в связи с ускоренным запуском технологических линий Ямал СПГ, 3я линия которого запустилась с опережением на год, из-за чего сложилось отставание по танкерному флоту.
Перевалка в Норвегии была временным решением.
Операции было решено осуществлять там, до тех пор пока для этих целей не будет построен перевалочный СПГ-терминал в г. Мурманск мощностью до 41,4 млн т/год.
Перевалочный терминал, ориентированный на Европу, планируется построить в Ура-Губе в 50 км от г. Мурманск.
Для поставок потребителям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) аналогичный терминал будет построен в Бечевинской бухте на Камчатке.
Автор: Д. Савосин