В октябре 2023 г. власти Китая:
- приостановили с 1 декабря 2023 г. экспорт графита - ждем ценовых колебаний на столь нужный материал для производства аккумуляторов;
- отправили масштабную экспедицию в Антарктиду;
- успешно провел ротацию 3 тайконавтов на своей орбитальной станции Тяньгун, запустив 26 октября Шэньчжоу-17 и вернув 31 октября Шэньчжоу-16,
- кстати, Вы заметили, что у китайско-российского авиапроекта двухдвигательного самолета CR929 (China-Russia) пропала буква R. Теперь это C929. Китайцы отказались от сотрудничества с РФ в части дальнемагистрального самолета, решив реализовать проект самостоятельно.
Но и здесь Китай впереди планеты всей.
Глубоководная добыча полезных ископаемых
На морском дне сосредоточено большое количество редкоземельных элементов (РЗЭ).Битва за подводные РЗЭ только разворачивается.
Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) была подготовлена в 1982 г.
Договор ЮНКЛОС регламентирует разные аспекты мирового океана:
- определение территориальных границ;
- создание исключительных экономических зон (ИЭЗ);
- права мирного прохода (даже для военных кораблей);
- применение мер наказания за преступления в открытом море - от пиратства до загрязнения окружающей среды, незаконного рыболовства и торговли людьми; и др.
Все возрастающим достижением договора было установление режима добычи полезных ископаемых со дна океана.
Глубоководное морское дно содержит:
- ценные конкреции полезных ископаемых: кобальт, литий, марганец, никель и медь;
- полиметаллические сульфиды, образованные у гидротермальных источников.
Глубоководное морское дно в международных водах доступно для любой страны, которая зарегистрирует заявку в Международном органе по морскому дну (МОМД, ISA), органа ООН со штаб-квартирой на Ямайке.
Летом 2023 г. МОМД принимал заявки от стран, желающих начать глубоководную добычу полезных ископаемых.
Мировая общественность обходит это стороной, но на долю Китая уже приходится более 15% от зарегистрированных заявок на разработку морского дна (5 из 30).
В тч. 1 заявка у берегов государства Науру, известного своей активностью в попытках разработки глубоководного дна.
Это как в Гайане, небольшом государстве, у берегов которого открыли гигантские запасы углеводородов, сделавших власти страну в одночасье богатыми и счастливыми.
Интриги добавляет Южно-Китайское море, которое китайцы считают практически внутренним.
Интегрируя сотрудников дипломатической службы и чиновников в международные организации, Китай обеспечивает решение в его пользу морских претензий.
Ранее технологии глубоководной добычи полезных ископаемых не развивались, поскольку добыча на суше была более экономически эффективна.
Да и не было такой потребности в РЗЭ.
Сейчас Китай сохраняет жесткий контроль над добычей РЗЭ и вряд ли пройдет мимо морского дна.
Россия и МОМД.
Любопытно, но у Минприроды РФ есть 15-летний контракт с МОМД от 29 октября 2012 г. на разведку полиметаллических сульфидов в этом районе Атлантического океана.Россия - член МОМД.
В 2018 г. Научно-исследовательское судно Геленджик Южморгеологии, дочки Росгеологии, выполнило геологоразведочные работы (ГРР) на площади Бельгийского лицензионного разведочного района железомарганцевых конкреций (ЖМК) в Восточной части зоны Кларион-Клиппертон в Тихом океане.
Но с тех пор о планах глубоководной добычи полезных ископаемых в России не слышно.