Об этом 28 февраля 2023 г. заявил замминистра энергетики США Д. Турк в в ходе брифинга на площадке Госдепа США для иностранных журналистов.
Согласно сообщению Госдепа США, цель мероприятия - проинформировать о последних усилиях США по обеспечению энергетической безопасности во всем мире и на Украине, включая усилия США по увеличению экспорта энергии потребителям по всему миру.
Тезисы от Д. Турка:
- я думаю, что мы сделали все необходимое, чтобы ЕС пережил текущую зиму,
- в то же время нам повезло, а лучший вариант, как известно - это когда вы подготовлены и вам повезло,
- но в ситуации с текущей зимой нам повезло,
- думаю, что следующая зима будет еще более тяжелой,
- не будет российского газа, поступающего для пополнения хранилищ, как это было прошлой зимой,
- нужно будет убедиться, что источники, из которых будут поступать эти ресурсы,
- мы понимаем, что от нашего СПГ зависит не только Европа - хотя она все больше зависит от американского природного газа, - но и такие страны, как Япония, Южная Корея и др.,
- вопрос не только о следующей зиме, но и о зиме, которая наступит после нее, до ввода в строй некоторых крупных объектов по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) в США,
- для ввода в строй этих крупных экспортных мощностей требуется около 3-4 лет,
- у нас разрыв в несколько лет, это станет настоящей проблемой, над которой нам придется работать.
Заявления Д. Турка созвучны многочисленным предупреждениям Международного энергетического агентства (МЭА) и его главы Ф. Бироля о том, что для Европы осенне-зимний период (ОЗП) 2023/2024 гг. может оказаться тяжелее текущего ОЗП.
Осложнить следующую зиму для Европы могут 3 фактора:
- отсутствие российского трубопроводного газа,
- возвращение Китая на рынок СПГ в качестве импортера,
- небольшой рост предложения СПГ.
Также сказалось сокращение закупок СПГ Китаем, где в течение большей части 2022 г. действовали ограничения по COVID-19 той или иной степени жесткости.
Еще одним фактором, способствующий спокойному прохождению ОЗП 2022/2023 гг. в ЕС, стала аномально теплая погода.
Ф. Бироль неоднократно предупреждал, что многие обстоятельства, которые позволили странам ЕС заполнить свои ПХГ перед текущей зимой, могут не повториться в 2023 г.
Д. Турк во многом повторил позицию МЭА, что неудивительно, т.к. ранее он занимал должность заместителя исполнительного директора в МЭА, где курировал вопросы энергоперехода.
Также Д. Турк подчеркнул роль американского СПГ в обеспечении энергоснабжения ЕС и дальнейших мерах в этом направлении.
Согласно недавно вышедшему докладу МЭА, в 2022 г. объем поставок СПГ в Европу увеличился на 63% и приблизился к 170 млрд м3, из этого роста 2/3 обеспечил СПГ из США.
В 2023 г. европейский импорт СПГ вырастет до рекордно высокого уровня в 180 млрд м3, отчасти благодаря новой импортной инфраструктуре.
Д. Турк сообщил, что администрация США следит за ситуацией на газовом рынке ЕС.
Так, глава Минэнерго США Д. Грэнхолм ведет переговоры по вопросу готовности Европы к следующей зиме со своими европейскими коллегами, руководством МЭА и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Беспокойство США по поводу энергетической безопасности Европы выглядит двусмысленно в свете ситуации вокруг магистральных газопроводов (МГП) Северный поток-1 и Северный поток-2.
Напомним, что 26 сентября 2022 г. было зафиксировано резкое падение давления в обеих нитках МГП Северный поток-1 и в одной из ниток (Line A) МГП Северный поток-2.
В исключительных экономических зонах (ИЭЗ) Швеции и Дании в районе о. Борнхольм были обнаружены 4 утечки газа.
Шведские сейсмологи позднее сообщили о том, что зафиксировали 2 взрыва на нитках МГП системы Северный поток.
Проведенное обследование места аварии на 1й нитке МГП Северный поток-1 в ИЭЗ Швеции показал наличие на морском дне 2 техногенных кратеров глубиной от 3 до 5 м на расстоянии около 248 м друг от друга.
Участок трубы между кратерами полностью разрушен, радиус разброса фрагментов трубы составляет не менее 250 м, в т.ч. вырванный кусок трубы длиной 40 м отбросило в сторону МГП Северный поток-2, который тоже оказался поврежденным взрывом и осколками этой трубы.
С начала февраля 2023 г. в прессе прошли публикации ряда журналистских расследований, самым резонансным из которых стал материал американского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии С. Херша.
Выводы С. Херша указывают на то, что взрывы на МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 были секретной операцией США, реализованной при поддержке Норвегии.
США и Норвегия обвинения С. Херша отвергают.
Россия добивается создания ООН независимой международной комиссии для расследования произошедшего.
Однако США считают, что Россия не хочет независимого расследования и стремится свести расследование к заранее сделанному выводу о причастности США.