Об этом сообщил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков 24 ноября 2022 г.
Тезисы от Д. Пескова:
- у европейцев пока что в нюансах очень непонятные обсуждения идут по этому потолку,
- малообъяснимые цифры называются,
- такое ощущение, что просто пытаются принять решение ради решения - не для эффекта, а ради решения, чтобы поставить галочку, что потолок введен,
- какое это будет иметь влияние на энергетический рынок, пока тоже сложно предположить,
- мы исходим пока из установки президента Путина о том, что мы не будем поставлять нефть и газ тем государствам, которые присоединятся к потолкам,
- но, видя эти цифры, мы должны все проанализировать перед тем, как сформулировать позицию.
О введении потолка цен на российскую нефть, продвигаемого США, страны G7 принципиально договорились в сентябре 2022 г.
Механизм предельных цен планируется реализовать путем запрета на предоставление услуг, в т.ч. страхования, связанных с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны, если они приобретены дороже, чем установленная коалицией предельная цена.
Вступить в силу потолок цен должен 5 декабря 2022 г., синхронно с началом действия эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти.
Конкретные параметры до сих пор не согласованы.
Ожидалось, что страны ЕС объявят о введении потолка цен 23 ноября 2022 г., однако переговоры зашли в тупик.
По данным Bloomberg, Польша и страны Балтии отвергли предложение ЕК об установлении потолка цен на уровне 65 долл. США/барр., поскольку сочли предложенный ЕК уровень слишком щедрым для России.
По данным Politico, Польша настаивает на установлении потолка на уровне 30 долл. США/барр.
Греция и Мальта, чьи танкерные флоты задействованы в перевозках российской нефти, не хотят, чтобы цена на российскую нефть опускалась ниже 70 долл. США/барр.
На 24 ноября 2022 г. запланированы дополнительные переговоры, после того, как некоторые правительства, вероятно, проконсультируются с США.
Россия неоднократно предупреждала, что не будет поставлять нефть странам, поддержавшим ограничения.
Слова Д. Пескова подтверждают, что эта установка остается в силе, однако уточнение о необходимости анализа для формулирования позиции России допускает возможность ее изменения.
Диапазон цен на нефть Urals 65-70 долл. США/барр комфортен для России, это вполне комфортный уровень.
Проект бюджета на 2023-2025 гг., принятый Госдумой в 3м чтении 24 ноября 2022 г., исходит из цены нефти Urals 70,1 долл. США/барр. в 2023 г., 67,5 долл. США/барр. в 2024 г. и 65,0 долл. США/барр. в 2025 г. (в 2022 г. оценочно - 80,0 долл. США/барр.).
По данным Reuters, азиатские покупатели платят за российскую нефть ниже предельного уровня, обсуждаемого G7.
По словам двух источников издания, некоторые индийские НПЗ платят за нефть Urals скидку, эквивалентную примерно 25-35 долл. США/барр. к Brent, другим покупателям Urals поставляется с аналогичной скидкой - 30-35 долл. США/барр.
Brent торгуется на уровне 82-85 долл. США/барр., т.е. Urals стоит 50-60 долл. США/барр., что ниже предельного уровня.
Вопрос с продолжением поставок нефти странам, поддержавшим потолок цен на нефть, если рыночная цена на Urals ниже установленного потолка, остается открытым.
Выступая на РЭН-2022 В. Путин заявил, что Россия не станет поставлять энергоресурсы в те страны, которые ограничат цены на них.
Вице-премьер РФ А. Новак в октябре 2022 г. дал понять, что Россия не будет поставлять нефть при лимите цен, будь то потолок в 60 долл. США/барр. или любой иной.
21 ноября А. Новак подтвердил, что Россия не будет поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые присоединятся к механизму предельных цен, перенаправив поставки на рыночно-ориентированных партнеров или сократив добычу.
Такую принципиальность В. Путин объяснял тем, что после введения потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты, никто не даст гарантии, что такой же потолок не будет установлен в других секторах экономики (в сельском хозяйстве, производстве полупроводников, удобрений, металлургии) против любой другой страны мира.
Глава Роснефти И. Сечин называл введение потолков покушением не только на основы рынка, но и на основы суверенитета, попыткой отменить суверенные права стран на собственные ресурсы, только на том основании, что «правильным» странам они нужны больше, чем «неправильным».