Об этом посол США в Греции Д. Пайетт заявил в ходе форума «Афинские энергетические диалоги», говорится в сообщении пресс-служба посольства.
Высказывания Д. Пайетта лежат полностью в ключе политики США по поводу энергетического рынка Европы и в целом продолжают линию, которую дипломат вел во времена, когда он являлся послом США на Украине.
Греция заметно усилила свою проамериканскую позицию, особенно после прихода к власти в 2019 г. нового правительства, возглавляемого премьер-министром К. Мицотакисом.
О совместных с Россией проектах, например, сухопутном продолжении 2й нитки магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток в Грецию и Италии, обсуждаемых бывшим премьером А. Ципрасом, речи давно уже не идет.
Напротив, Греция сосредоточилась на источниках газа, альтернативных российским.
Так, развивается инфраструктура для приема сжиженного природного газа (СПГ), построен Южный газовый коридор (ЮГК), по которому газ из Азербайджана поступает в Европу, укрепляются газовые связи с соседними странами, а также заложена основа для реализации МГП East Med, по которому в Грецию будет поступать газ из Восточного Средиземноморья.
Другое дело, что у США свои интересы во всех этих проектах.
США нацелены на увеличение поставок СПГ в Европу, который экономически менее привлекателен для Европы, чем российский трубопроводный газ, но позиционируется как «молекулы свободы», с соответствующей наценкой.
А в Восточном Средиземноморье американская Chevron без проблем вошла в проекты на шельфе Израиля, которые станут ресурсной базой МГП East Med.
Сейчас, когда вокруг МГП Северный поток-2 накаляется обстановка, а противоречия между Грецией и поддерживающей российский газопровод Германией нарастают, Афины как площадка для трансляции энергетического послания США Европе выбрана крайне удачно.
Тезисы от Д. Пайетта:
- президент Д. Байден намерен еще больше углубить стратегические отношения между США и Грецией,
- Греция играет важную роль как движущая сила энергетической безопасности и энергетической диверсификации в Юго-Восточной Европе,
- очень важно, что даже в год пандемии продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как Трансадриатический газопровод (МГП TAP, европейская часть ЮГК), газопровод-интерконнектор Греция - Болгария (IGB), плавучая регазификационная установка (FSRU) в Александруполисе, газопровод-интерконнектор Греция - Северная Македония,
- они меняют энергетическую карту Европы и помогают снизить зависимость от российского газа,
- это все меры, которые США будут продолжать поддерживать,
- США поддерживают амбициозную цель К. Мицотакиса по отказу от производства бурого угля к 2028 г.,
- единственный способ добиться этого - использовать газ в качестве промежуточного топлива, причем большая часть этого газа сейчас не будет трубопроводным газом из России, а будет СПГ от надежных поставщиков по всему миру,
- рассматриваем СПГ как важнейшее промежуточное топливо,
- США стали крупнейшим импортером СПГ в Грецию, чем очень гордятся.
Отдельно Д. Пайетт высказался по проекту МГП Северный поток-2:
- позиция США по газопроводу Северный поток-2 не изменилась,
- президент Д. Байден ясно дал понять, что Северный поток-2 - плохая сделка, потому что разделяет Европу, делает Украину и Центральную Европу уязвимыми для российских манипуляций,
- это идет вразрез с заявленными самим ЕС целями в области энергетики и безопасности,
- манипуляции России в газовых и энергетических вопросах он лично пережил в свое время, в качестве посла на Украине,
Принципиально новых положений в высказываниях Д. Пайетта не прозвучало, за исключением тезиса об СПГ как о важнейшем промежуточном топливе в рамках энергоперехода.
Европа нацелена на переход на углеродно-нейтральные источники энергии и отказ от ископаемого топлива в 2050 г.
Во время переходного периода природный газ, как наиболее экологичный вид ископаемого топлива, увеличит свою значимость для Европы.
Так, та же Германия ранее заявляла, что газ ей будет необходим примерно до 2040 г.
Однако в плане экологичности российский трубопроводный газ и американский СПГ - сильно разные вещи, о чем Д. Пайетт, как и другие американские политики, предпочел умолчать.
Для сжижения США используют сланцевый газ, добываемый методом гидроразрыва пласта (ГРП, фрекинга), который в Европе практически повсеместно запрещен к применению и осуждается как неэкологичный.
А по углеродному следу СПГ в 2-4 раза превосходит трубопроводный, что вынуждает производителей заниматься сложными проектами по улавливанию и хранению CO2, причем в самих США о таких проектах как-то не слышно.
Также не новы обещания Д. Пайетта по поводу поддержки со стороны США для правильных энергетических проектов в Европе.
Будучи послом на Украине, Д. Пайетт обещал, что инвестиции США позволят Украине увеличить добычу собственного газа и стать его экспортером.
Между тем, сейчас Украина мучительно борется с падением собственной добычи газа и импортирует газ, используя коррупционноемкие реверсные схемы.
Пример более чем яркий.
Автор: Е. Алифирова