Об этом PGNiG поведала 30 июля 2020 г.
В качестве активных участников разбирательства выставлены: сама PGNiG и ее немецкая дочерняя компания PGNiG Supply & Trading.
Дело было возбуждено в результате обращения компании Nord Stream 2 AG против неблагоприятного решения немецкого регулятора энергетического рынка (Bundesnetzagentur) от 15 мая 2020 г.
Напомним, 28 июля 2020 г. компания Nord Stream 2 - оператор проекта, подала аппеляцию в Европейский суд апелляцию на решение Суда общей юрисдикции ЕС, отказавшего в рассмотрении иска компании против поправок к газовой директиве ЕС.
Статус активного участника гарантирует PGNiG и PGNiG ST право:
- участвовать в слушаниях,
- получать доступ к материалам судебных разбирательств?
- ссылаться на позиции, представленные сторонами - Nord Stream 2 AG и регулятором энергетического рынка Германии.
Отправленное в ВНС Дюссельдорфа письмо соответствует текущей стратегии PGNiG и властей Польши:
- указать на негативные последствия проекта МГП Северный поток- 2 для обеспечения поставок и конкуренции на рынке газа в Центральной и Восточной Европе всеми доступными правовыми средствами.
Nord Stream 2 AG, которая строит указанный выше МГП, хочет использовать этот газопровод для транспортировки газа из России в Германию, не делая газопровод доступным для 3х сторон, разделяя его и применяя прозрачные и рыночные тарифы.
С этой целью Nord Stream 2 AG подал заявку в Bundesnetzagentur 10 января 2020 г. об отступлении от правил 3го энергопакета.
18 марта 2020 г. PGNiG и PGNiG ST были допущены к судебному разбирательству в результате совместного заявления, поданного 19 февраля 2020 г.
15 мая 2020 г. немецкий регулятор отклонил заявление, поданное Nord Stream 2 AG.
Основная задача властей Польши - сократить поставки российского газа в Европу по МГП Северный поток-2.
Это соответствует стратегии властей США на постепенное снижение рентабельности проекта путем мелких проволочек.
Одна из них, применение новой редакции Газовой директивы от 23 мая 2019 г, которая предполагает:
- оператор МГП Северный поток-2 должен быть независимым от Газпрома,
- 50% пропускной мощности МГП должно быть зарезервировано под поставки газа других компаний.
Но, формально, такое требование на резервирование имеет место быть.
Это как канадский стиль игры в хоккей- вбросить шайбу в зону противника, а там посмотрим...
Nord Stream 2 AG ожесточенно отбивается через суд ЕС, американцы - давят.
В мае 2020 г. регулятор Германии освободил от новых требований Газовой директивы МГП Северный поток на 20 лет, но отказал МГП Северный поток-2, потому что проект не был завершен к 23 мая 2019 г. согласно ФЗ Германии об энергетическом хозяйстве.
Никто в суде и не вспомнил, что это американцы санкциями выкрутили руки Allseas, что и явилось причиной задержки.
Фактически, это означает использование пропускной мощности МГП Северный поток-2 на 50%, то есть около 27,5 млрд м3/год вместо 55 млрд м3/год.
Это серьезное подспорье для дорогого американского СПГ.
Учитывая стратегию властей Германии на полный отказ от угля и атомной энергии, природный газ немцам нужен, однозначно.
Только тепловые электростанции (ТЭС) на газе смогут восполнить выпадающие объемы генерации мощности электроэнергии в условиях декарбонизации экономики.
Американский СПГ, казалось, не мог конкурировать с российским сетевым газом, потому что дороже:
- нужно сжижение и регазификация на специально построенных СПГ-терминалах;
- нужно поддерживать компонентный состав во время транспортировки танкерами - газовозами из-за появления отпарного газа;
- снижение стоимости СПГ;
- повышение стоимости сетевого газа из РФ.
- коронавирус существенно снизил потребление газа;
- на споте цены на СПГ стремительно упали, хотя долго так продолжаться не будет;
- а задержка строительства МГП Северный поток-2 - это еще от 100 млн долл США убытков акционерам, которые окажутся в себестоимости.
Снижение фактической пропускной мощности МГП Северный поток-2 - снова снизит рентабельность проекта, что приведет к росту стоимости сетевого газа.
О возможном росте стоимости газа в Европе от санкций против МГП Северный поток, как ни странно, в мае 2020 г. поведал глава МИД РФ С. Лавров.
Помощь в этом властей Польши и Украины - неоценима.
В 2019 г. власти США, Польши и Украины подписали соглашение по укреплению энергетической безопасности, предусматривающее увеличение поставок американского СПГ на их рынки.
Цена здесь не играла столь существенную роль, поскольку предполагались скидочки.
Но подписание транзитного договора РФ Украина в конце 2020 г, позволившего продолжить виртуальный реверс вкупе с коррупционной схемой Дюссельдорф+, сделал даже американскую схему неконкурентной.
Но стремление осталось.
27 июля 2020 г. глава МИД Польши Я. Чапутович с коллегой из Украины Д. Кулебой поведали об объединении усилий против реализации МГП Северный поток-2.
Премиальный рынок Германии манит.
Ставки высоки.
Автор: О. Бахтина