Голосование в Бундестаге прошло на заседании 7 ноября 2019 г.
Было отдано 133 голосов, тогда как для принятия решения требуется 355 голосов.
Новое заседание должно быть созвано 8 ноября 2019 г., в 9:00 по местному времени (11:00 мск).
Когда вопрос будет рассмотрен вновь, не уточняется.
Как правило, в таких случаях рассмотрение вопроса переносится на следующее заседание.
Однако повестка дня заседания на 8 ноября не включает рассмотрение законопроекта о применении поправок к газовой директиве.
Поправки к газовой директиве ЕС, вступившие в силу 23 мая 2019 г., распространяют нормы 3го энергопакета ЕС на газотранспортные системы (ГТС) между государствами-членами ЕС и третьими странами.
По этим правилам будут регулироваться все магистральные газопроводы (МГП), входящие на территорию ЕС из третьих стран, включая газопроводы в территориальных морях стран ЕС.
Среди главных требований - разделение компаний-поставщиков газа и компаний, обеспечивающих транспортировку, доступ к газопроводу сторонних поставщиков, прозрачное регулирование тарифов на прокачку газа.
При принятии поправок Германия добивалась и добилась смягчения правил за счет предоставления для страны, на территории которой находится точка входа газопровода, права предоставлять исключение из-под действия документа.
Применимость нового закона к МГП Северный поток-2 пока остается под вопросом.
Nord Stream 2, оператор МГП Северный поток-2, намерена отстаивать свои права в суде, поскольку на момент принятия поправок в газовую директиву ЕС проект был почти готов.
Федеральное правительство ФРГ внесло в Бундестаг проект закона об энергетической промышленности - поправку к директиве ЕС 2019/692 об общих правилах внутреннего рынка природного газа.
Законопроект, рассмотренный, но не одобренный Бундестагом, предполагает возможность исключений из требований 3го энергопакета для трубопроводов из стран, не являющихся членами ЕС, по 4 основаниям:
- если первая точка соединения такой трубы с сетью страны ЕС находится в Германии,
- если трубопровод был построен до 23 мая 2019 г.,
- если есть объективные основания для такого исключения (амортизация сделанных инвестиций, соображения надежности снабжения),
- если исключение не будет иметь негативного эффекта на конкуренцию и безопасность энергоснабжения ЕС.
К МГП Северный поток-2 может быть применено положение о надежности снабжения и защиты инвестиций.
Так, поправки в газовую директиву ЕС наносят ущерб не только Газпрому, но и европейским, в т.ч. немецким, компаниям, которые финансируют 50% стоимости проекта, составляющей 9,5 млрд евро.
Правящая коалиция Германии подготовила законопроект, предусматривающий смягчающие поправки к газовой директиве ЕС, он позволит оператору Nord Stream 2 эксплуатировать МГП Северный поток-2 без ограничений.
В частности, из законопроекта была исключена дата 23 мая 2019 г., которая позволит считать, что проект был завершен до введения новых правил и не попадает под поправки.
После того, как Датское энергетическое агентство (DEA) после тянувшегося более чем 2 года рассмотрения заявок Nord Stream 2 на строительство МГП Северный поток-2, наконец-то дало разрешение на строительство, главный риск для проекта был снят.
Вторым по значимости фактором, осложняющим реализацию проекта, являются поправки к газовой директиве ЕС, ухудшающими экономическую составляющую проекту.
Газпрому теперь предстоит обеспечить полную загрузку МГП Северный поток-2, чему юридически препятствуют поправки к газовой директиве ЕС.
Ситуацию может разрешить новый законопроект Бундестага, который в случае его принятия, нивелирует ужесточенные правила ЕС.
Параллельно Газпром начал прорабатывать запасной план с созданием отдельной компании-оператора для завершающей части трубопровода протяженностью в 12 морских миль.
Ранее издание Handelsblatt сообщало, что Газпром создал предприятие, которому может быть передан последний участок газопровода, чтобы выполнить требования 3го энергопакета ЕС.
Украина, для которой МГП Северный поток-2 несет риск потери существенной части транзитных доходов, активно препятствует принятию документа в Германии.
Накануне голосования в Бундестаге, Украина призвала Германию не поддерживать новый закон.
По словам премьер-министра Украины А. Гончарука, поддержка этой инициативы нанесет серьезный ущерб энергетической безопасности ЕС.
В своем twitter украинский премьер-министр написал том, что Украина, имплементирующая европейские правила, разочарована отказом той же Европы придерживаться этих правил.
Автор: Е. Алифирова