Снова вместе? США и Саудовская Аравия обвинили Иран в дестабилизации рынка нефти и пообещали противодействие
Министры энергетики США и Саудовской Аравии подтвердили готовность обеспечивать стабильного снабжения мирового рынка нефти, противодействуя Ирану
Об этом 6 августа 2019 г. сообщила пресс-служба Минэнерго США по итогам встречи министра энергетики США Р. Перри и министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х. аль-Фалиха в г. Вашингтон.
В ходе встречи министры подтвердили готовность США и Саудовской Аравии, как крупнейших поставщиков нефти в мире, сотрудничать для обеспечения стабильного снабжения мирового рынка нефти.
Также Р. Перри и Х. аль-Фалих договорились о совместной работе по смягчению сбоев поставок, в которых по традиции обвинили Иран.
Действия Ирана министры охарактеризовали как агрессивные попытки дестабилизировать рынки.
В ходе встречи также обсуждался еще ряд тем, в т.ч. стабильность мировых нефтяных рынков в целом и продолжение американо-саудовского сотрудничества в области энергетики и инноваций.
Особое внимание Р. Перри и Х. аль-Фалих уделили дальнейшей совместной стратегии работы от энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии до гражданской ядерной энергетики, утилизации и хранения углерода и защиты важнейшей энергетической инфраструктуры.
Также речь шла о предстоящем председательстве Саудовской Аравии в G20.
Саудовская Аравия - давний и верный союзник США на Ближнем Востоке.
После Второй мировой войны политический альянс с саудитами был одной из основ стратегии США на Ближнем Востоке.
Однако постепенно роль Саудовской Аравии как основного плацдарма США на Ближнем Востоке начала снижаться, поскольку Штаты все более отчетливо начали проводить курс на дефрагментацию региона.
Дело дошло до того, что предыдущий президент США Б. Обама снял с Ирана, давнего противника Саудовской Аравии, санкции (правда частично) и разморозил финансовые активы.
В 2015 г. при участии США был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе.
Это позволило Ирану возобновить экспорт нефти, причем действовал Иран очень напористо, восстанавливая утраченные за время санкций позиции на нефтяном рынке.
Вынужденная ввязаться в ценовую войну на рынке нефти Саудовская Аравия потратила на это значительную часть своих золотовалютных резервов.
В ответ кризис на рынке нефти, Саудовская Аравия начала попытки диверсификации экономики, а также показала готовность активно сотрудничать на международных площадках, таких как ОПЕК+.
Все это охладило отношения между США и Саудовской Аравией, вплоть до разговоров об отказе от доллара США при расчетах за энергоносители и планов Saudi Aramco по участию в российском СПГ-проекте Арктик СПГ-2.
Но ни того, ни того не случилось, да и в целом с приходом к власти президента США Д. Трампа отношения между США и Саудовской Аравией стали гораздо прочнее.
В 2018 г. США вышли из СВПД, а с ноября 2018 г. восстановили антииранские санкции, включающие запрет на закупку нефти.
В течение 6 месяцев США дали 8 странам исключение из-под санкций (Китаю, Греции, Индии, Италии, Японии, Южной Корее, Тайваню и Турции), но 2 мая 2019 г. действие этих исключений завершилось.
На этом фоне произошло очередное обострение танкерных войн в районе Ормузского пролива.
Свою причастность к атакам на танкеры, начавшиеся с мая 2019 г., Иран решительно отрицает.
Однако ранее Иран предупреждал, что если экспорт его нефти будет сведен к 0, то страна может заблокировать проход по Ормузскому проливу.
Вслед за атаками на танкеры, к которым причастность Ирана так и не доказана, последовали взаимные задержания судов со стороны Великобритании и Ирана.
В итоге Shell временно отказалась от использования нефтеналивных танкеров под британским флагом в Ормузском проливе.
А в Японии стоимость страховки идущих по Ормузскому проливу танкеров выросла в 10 раз.
Все это подтолкнуло США и Саудовскую Аравию к очередному сближению.
Вопрос - надолго ли?
Автор: Е. Алифирова